Жалоба это

Значение слова «жалоба» в 9 словарях

Жалоба это

— Так называется всякое заявление неудовольствия на действия частных или должностных лиц, сделанное перед публичной властью, с целью достигнуть отмены этих действий и восстановления нарушенного ими права или интереса или привлечения виновного к надлежащей ответственности.

За подаваемые Ж., хотя бы и неосновательные, жалобщики, по общему закону, не подвергаются никаким взысканиям, лишь бы в Ж. не содержалось ничего прямо оскорбительного для мест и лиц, на которые они приносятся (ст. 284 Уложения о наказаниях).

Только в дореформенном судопроизводстве, гражданском и торговом, сохранился еще штраф за неправую апелляцию. По общему правилу, Ж. подаются в то место или тому лицу, на действия которого они приносятся. Все Ж. могут быть подразделены на Ж.

административные и судебные; особую группу составляют жалобы на Высочайшее имя (см. Всеподданнейшие прошения и жалобы).

Под административной жалобой разумеется всякое заявление, сделанное высшей административной власти на действия низшей, по предмету нарушения последней каких-либо личных или имущественных прав или интересов, или неудовлетворения какого-либо ходатайства, которое по закону могло или должно быть удовлетворено.

Жалобой вчиняются у нас все дела так называемой административной юстиции (см. Административный суд и Распоряжение), главным средоточием которой служит первый департамент правительствующего сената. В одних случаях Ж. на постановления местных властей поступают непосредственно в сенат, в других сенат рассматривает дела в третьей или даже четвертой инстанции. К Ж.

первого рода относятся жалобы на губернское правление, по делам административным: они приносятся в первый департамент сената не позже как по прошествии 6 месяцев со времени приведения в действие или, если к этому не было приступлено, 3 месяца со времени объявления постановления. О Ж. по делам о воинской повинности — см. Воинские присутствия.

По делам о нарушениях уставов казенного управления постановления местных властей (там, где не введены Судебные Уставы) должны быть сначала обжалованы в центральное установление (департамент неокладных сборов), а решение последнего подлежит уже обжалованию в сенат.

По некоторым делам таможенным постановление таможни может быть последовательно обжаловано в департаменте таможенных сборов, затем в совет министра финансов, и только решение последнего подлежит обжалованию в сенат.

Контрагенты казны по договорам подряда, поставки и арендного содержания оброчных статей, до истечения срока договора, могут подавать лишь жалобы по начальству, а на распоряжения, медленность или бездействие главного начальства (министра) — сенату; по окончании же договора и по выдаче им окончательного расчета, они в шестимесячный срок могут или предъявить иск к казне судебным порядком, или же принести Ж. начальству того места, которое выдало окончательный расчет, а затем в сенат. Особыми постановлениями определяется порядок обжалования тех распоряжений органов общественного самоуправления, городского и земского, в которых органы эти выступают с характером установлений правительственных (в спорах о праве гражданском они подсудны судебным местам на общем основании). Вступившие в силу постановления городской думы могут быть обжалованы сенату. Жалобы на распоряжения городских управ приносятся, по усмотрению жалующегося, думе или губернатору; последний, признав Ж. основательной, предлагает управе удовлетворить жалобщика, а если последняя останется при своем мнении и дума с нею согласится, дело передается на разрешение местного по городским или по земским и городским делам присутствия. На решение присутствия дума может принести Ж. в сенат; то же могут сделать в 3-месячный срок и частные лица, общества и установления, интересы которых нарушены постановлением присутствия. Аналогичный порядок установлен и для обжалования постановлений земских собраний и управ. В случае наложения на город не установленных законом податей, тягостей или служб, а равно других неправильных, относящихся до города распоряжений правительственных, земских и сословных установлений, дума обращается к губернатору или градоначальнику с ходатайством о восстановлении законного порядка; на оставление ходатайства этого без последствий и вообще на неправильные действия губернатора, градоначальника или высших административных властей дума может в трехмесячный срок принести Ж. в сенат. В Положении о земских учреждениях аналогичного правила не имеется.

Ж. судебная. В уголовном процессе Ж. является, прежде всего, одним из законных поводов к возбуждению уголовного преследования. По германскому законодательству, если прокуратура не возбуждает по делу уголовного преследования, заинтересованное частное лицо может обратиться в суд с Ж.

на ее бездействие, последствием чего может быть судебное понуждение прокуратуры к начатию преследования. В объеме еще более широком признается это право за частными лицами в Австрии. В нашем Уставе уголовного судопроизводства (ст. 301; см. также ст. 42-46, о Ж., подаваемых мировым судьям) Ж. определяется как объявление лица, потерпевшего от преступления или проступка. По ст.

303 ни судебный следователь, ни прокурор не могут отказать в начатии следствия лицу, подавшему Ж.; но на практике постановление это потеряло силу, после того как в 1875 г. министром юстиции издан был циркуляр, обязавший судебных следователей давать ход Ж. лишь по предварительном исследовании о том, имеется ли налицо состав преступного деяния и подтверждается ли Ж.

какими-либо фактическими данными. До закона 3 мая 1883 г. по делам, не требующим обряда предания суду (см.

), лицо, потерпевшее от преступления, не имело судебных средств к обжалованию постановлений окружного суда о прекращении следствия; ныне оно может обжаловать такое постановление в судебную палату, в течение одного месяца со дня объявления его, порядком, установленным для частных жалоб (см.). В. Ж.

, подаваемой с целью возбуждения уголовного преследования, означаются: время и место совершения преступления; причины, по которым возводится на кого-либо подозрение; понесенные вред и убытки; приблизительное исчисление вознаграждения, если оно требуется. Ж. может быть и словесная; в таком случае она заносится в протокол. Ж.

эти принимаются во всякое время полицейскими чинами, судебными следователями, прокурорами и их товарищами. Потерпевшими от преступления, объявления которых считаются Ж.

, признаются все лица, которые понесли от преступления какой-либо вред, материальный или не материальный, наличный или только юридически возможный (например, страховые общества — при поджоге), выражающийся в нарушении прав их самих или лиц близких им по родству или опеке.

Существует целый ряд преступлений и проступков, по которым уголовное преследование возбуждается лишь при наличности Ж.

Они могут быть подразделены на три группы: a) некоторые преступления и проступки лишь слабо затрагивают интересы государства и касаются преимущественно интересов частных лиц (обиды, клевета); b) бывают случаи, когда оглашение преступления, помимо воли потерпевшего, только усугубляло бы вред, ему нанесенный (изнасилование, прелюбодеяние); c) иногда господствующее значение приобретают особые отношения между правонарушителем и потерпевшим (отношения между супругами, между родителями и детьми). Германское законодательство в подобных случаях (к числу которых оно относит еще неприязненные действия против дружественных государств, их глав и дипломатических агентов) устанавливает существенное ограничение: если деяние нарушает общественный интерес, то частное лицо утрачивает свое исключительное право уголовного преследования и разделяет его с прокуратурой. Из деяний, подсудных мировым и городским судьям и земским начальникам, подлежат наказанию не иначе как по Ж. потерпевшего: кража, мошенничество и присвоение чуждого имущества между супругами, родителями и детьми (ст. 19); неявка и самовольный уход сельского рабочего, обязавшегося срочным договором (ст. 51 2 по прод. 1886); притеснение судовщиков (ст. 84); сообщение заразительной болезни, обусловленной непотребством (ст. 84); обиды на словах, на письме и действием (ст. 130-135); клевета (ст. 136); разглашение тайн (ст. 137); угрозы, самоуправство и насилие (ст. 139-142 1); отказ в доставлении нуждающимся родителям необходимых для жизни пособий (ст. 143) и, наконец, самовольное пользование чужим имуществом и повреждение его (ст. 145-153 1). Из преступлений и проступков, подсудных окружными судам, подлежат преследованию лишь по Ж.: нарушение ремесленником своих обязанностей по отношению к заказчикам (ст. 1364-1367 Уложения о наказаниях по изд. 1885 г.) и подмастерьям (ст. 1381 и 1382); принятие подмастерьем работы без ведома мастера (ст. 1375); самовольные отлучки малолетних ремесленников, их шалость, леность и неуважение к мастеру и его семейству (ст. 1377); умышленные подрыв приказчиком кредита хозяина (ст. 1187) и причинение убытков (ст. 1188); непочтительность его к хозяину и семейству последнего (ст. 1185); нанесение легких ран и увечий и причинение ран и увечья по неосторожности, если то или другое не имело место при эксплуатации железных дорог или пароходных сообщений (прим. I к ст. 1496); причинение тяжких ран и увечья между супругами, если последствием их не была смерть, лишение рассудка, зрения, слуха, языка или одного из членов (прим. II к ст. 1496); изнасилование, растление, обольщение и похищение девиц и женщин, если последствием преступления не была смерть изнасилованной или растленной (прим. к ст. 1532, ст. 1549, 1580-1582); личные обиды, сопряженные с тяжкими побоями (примечание к ст. 1534); клевета и распространение оскорбительных сочинений (прим. к ст. 1539), угрозы (прим. к ст. 1548); склонение к браку угрозами, насилием и обманом (ст. 1550 и 1551); вступление в брак против воли родителей (ст. 1566) и опекунов (ст. 1567); прелюбодеяние (ст. 1585); некоторые преступления детей против родителей (ст. 1591 и 1592); кража и мошенничество между супругами, родителями и детьми (прим. к ст. 1664 и ст. 1675); истребление и повреждение чужого имущества, не подвергавшие никого опасности, и захват его без насилия (прим. к ст. 1625 и ст. 1605); присвоение ученой и художественной собственности (ст. 1683-1685). Дела, в которых уголовное преследование возбуждается лишь по жалобе потерпевшего, подразделяются на такие, которые могут быть прекращены примирением сторон — это так называемые дела частного обвинения (см.), — и на такие, в которых оно не может иметь места.

В течение предварительного следствия Ж. могут поступать: от свидетелей, сведущих людей, поручителей, понятых и других призываемых к следствию лиц — лишь на притеснения и неправильные взыскания, которыми они сами подверглись при следствии; от участвующих же в деле лиц — на всякое следственное действие. Ж.

на действия полиции приносятся прокурору, на действия следователя, предпринятые им собственной властью или по требованию прокурора, — окружному суду; но Ж.

на то, что прокурор или его товарищ, находящийся с обвиняемым или потерпевшим от преступления в тех отношениях, которые служат поводом к отводу судей, сам себя не устранил от следствия, могут быть подаваемы только прокурору судебной палаты. Принесение Ж.

, впредь до ее разрешения, не останавливает ни производства следствия, ни исполнения обжалованных действий; но она имеет весьма важное значение, так как необжалование стороной следственных действий лишает ее права указывать на неправильность предварительного следствия в кассационной Ж. Словесные Ж. вносятся в протокол. Поданная Ж.

, с надлежащим по ней объяснением, должна быть отправлена по принадлежности в течение трех дней со времени ее подачи, а в случае, когда Ж. приносится на лишение свободы, — в течение суток. В первый же присутственный день по получении Ж.

окружный суд приступает к рассмотрению ее в распорядительном заседании, причем жалобщик, находящийся налицо, допускается к словесным объяснениям; истребование следственных актов допускается только в крайних случаях; выслушивание заключения прокурора обязательно. Определение суда по этим Ж. объявляется жалобщику и исполняется безотлагательно.

На это определение в известных случаях, а равно на некоторые постановления суда, состоявшиеся по заключении предварительного следствия, могут быть, до постановления приговора, приносимы в судебную палату частные жалобы (см.), которые называются частными протестами, если они исходят от чинов прокурорского надзора.

Неокончательные приговоры могут быть обжалованы в апелляционном порядке, причем Ж., приносимые частными лицами, называются апелляционными отзывами, а жалобы, исходящие от лиц прокурорского надзора, именуются апелляционными протестами (см. Апелляция).

Окончательные приговоры подлежат обжалованию в кассационном порядке, причем также различаются кассационные жалобы и кассационные протесты (см. Кассация). См. также Земские начальники и Волость. По законам, действующим в местностях, где Судебные Уставы еще не введены (Свод Законов, т. XVI, ч. II, изд. 1892 г.), кроме Ж.

потерпевшего от преступления и частных Ж., есть еще отзывы или жалобы на судебные приговоры. Не все эти Ж. вызывают апелляционное производство.

Дела о мещанах и сельских обывателях, даже приговоренных к лишению всех прав состояния, заканчиваются в первой инстанции и не подлежат внесению в сенат ни в ревизионном, ни в апелляционном порядке; но осужденным дозволяется приносить Ж. в сенат, как до приведения приговора в исполнение, так и по исполнении его. Подача такой Ж. не останавливает исполнения приговора. Если подобная Ж. найдена будет основательной, то сенат определяет меру вознаграждения понесшему невинное наказание и меру взыскания с лиц, постановивших несправедливый приговор. Ж., вызывающие апелляционное производство, должны быть поданы в месячный срок. Наряду с отзывами подсудимых возможны и протесты прокуроров. О порядке инстанций — см. Судоустройство. О Ж. в гражданском процессе — см. Частные, Апелляционные и Кассационные жалобы.

А. Я.

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0

Как написать жалобу (образцы 2020 года): примеры составления, порядок подачи жалоб

Жалоба это

Если гражданин вынужден просить о защите своих прав у органов государственной власти, ему необходимо изложить свою просьбу в виде жалобы.

Отличительная особенность данного вида переписки состоит в ее правовой регламентации: закон устанавливает как требования к самому обращению, так и порядок и сроки его рассмотрения.

В данной статье рассмотрим, как правильно составить жалобу в госорганы, чтобы она была рассмотрена и удовлетворена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Законодательная база

Основные правила составления и порядка подачи жалобы зафиксированы в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ об обращениях граждан). Требования, указанные в данном законе, распространяются на любую жалобу, в какой орган власти она бы не подавалась.

Кроме того, для некоторых госорганов установлены свои правила и регламенты работы с обращениями граждан, которые могут устанавливать дополнительные требования по заявлениям граждан.

Так, при обращении в прокуратуру следует руководствоваться Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013.

Свои регламенты работы существуют и у Пенсионного Фонда РФ.

При составлении самого обращения могут понадобиться и другие нормативные акты, регламентирующие нарушенные права гражданина. Так, жалоба на некачественный товар составляется на основании Закона о защите прав потребителей, на проблемы с коммунальными услугами – в соответствии с жилищным законодательством, неправомерные действия банков нарушают банковское законодательство и т.д.

Куда можно обратиться с жалобой?

В таблице приведены органы государственной власти, которые чаще всего получают жалобы граждан. Для Вашего удобства даны ссылки на интернет приемные, на этих же сайтах можно найти другие контакты данных госорганов, чтобы обратиться туда лично или по почте.

Что такое жалоба?

Право на обращение гражданина в органы государственной власти – одно из основных неотъемлемых конституционных прав гражданина.

Жалоба – один из видов обращений граждан в госорганы наряду с предложениями и заявлениями. Согласно ст.

4 ФЗ об обращениях граждан, жалоба представляет собой просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Таким образом, для жалобы характерны следующие особенности:

  • жалоба подается, когда права гражданина были нарушены, при этом нарушитель отказался их восстанавливать добровольно, в связи с чем возник правовой спор;
  • Важно! Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.12.

    2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» госорганы не имеют права проводить внеплановые проверки организаций по заявлениям граждан на предмет нарушений прав потребителей, если гражданин предварительно не обращался в организацию с претензией. Исключение составляют лишь случаи, когда деятельность организации наносит вред жизни и здоровью граждан, или существует угроза нанесения такого вреда. Поэтому перед тем, как жаловаться на организацию, нужно направить в ее адрес письменную претензию. Как написать претензию – читайте в нашей статье.

  • для подачи обращения важно правильно выбрать компетентный орган. К ведению определенного органа государственной власти относится конкретный круг вопросов, регламентируемый законодательством. Если проблема, указанная в жалобе, не относится к компетенции получившего ее госоргана, он перенаправляет обращение в другой орган, обладающий соответствующей компетенцией. Чтобы не тратить свое время, лучше правильно определить орган для обращения;
  • сроки рассмотрения обращения и ответа на него строго регламентированы;
  • по обстоятельствам, изложенным в жалобе, проводится проверка организации нарушителя, при необходимости выносится предписание об устранении нарушений и накладывается штраф, а гражданину направляется ответ о предпринятых мерах;
  • жалоба в госорганы в некоторых случаях может заменить рассмотрение спора в суде: рассмотрение административной жалобы проходит для гражданина проще и быстрее, но с ее помощью нельзя решить финансовый спор;
  • жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Такая жалоба будет иметь больший вес при рассмотрении.
  • жалобу можно подать не только на деятельность коммерческих организаций, но и на неправомерные действия или бездействие чиновников.

Как правильно написать жалобу?

Согласно ст. 7 ФЗ об обращениях граждан, письменное обращение должно содержать:

  1. Полное наименование органа государственной власти, в адрес которого направляется заявление, по возможности ФИО и должность конкретного должностного лица. Также можно написать адрес отделения, куда отправляется обращение. Эти данные можно найти на сайте интересующей организации.
  2. ФИО заявителя. Необходимо указывать достоверные личные данные, поскольку анонимные жалобы органами государственной власти не рассматриваются.
  3. Почтовый адрес заявителя, куда будет направлен ответ на жалобу, а в случае электронного обращения – адрес электронной почты. Лучше дополнительно указать свой номер телефона, чтобы в случае необходимости можно было уточнить информацию. Данные о заявителе и организации-получателе заполняются в шапке документа, если он составляется на бумажном носителе. Если заявление отправляется в электронной форме, как правило, эти данные заполняются в анкетном порядке.
  4. Суть жалобы. Обстоятельства в жалобе излагаются деловым языком, кратко и лаконично. События, которые привели к нарушению прав, описываются в хронологическом порядке. Следует указывать конкретные даты событий, ФИО сотрудников, реквизиты документов и т.д. Требования, указываемые в обращении, должны быть обоснованы нормами закона и пунктами договора при его наличии.
  5. В заключительной части перечисляются конкретные просьбы к госоргану: пресечь правонарушение, проверить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и т.д.
  6. Список документов-приложений. Прикладывать следует копии документов, а оригиналы нужно хранить у себя.
  7. Дата и подпись.

Кроме того, в обращении не могут содержаться нецензурная брань, оскорбления и угрозы, в противном случае оно может быть оставлено без ответа. В целом же обращение составляется в свободной форме, какого-либо нормативно утвержденного шаблона жалоб в органы государственной власти не существует.

https://www.youtube.com/watch?v=8oYpvn1WCRc

Текст обращения лучше напечатать, поскольку обращение, написанное от руки, труднее разобрать. Сотрудники госорганов получаю большое количество жалоб и не будут разбирать почерк заявителя. В этом случае заявление не будет рассмотрено.

При подаче коллективной жалобы необходимо указывать данные обо всех заявителях, и все они должны подписать обращение. Эти данные можно оформить отдельным подписным листом.

Чтобы правильно оформить заявление, можно воспользоваться нашим образцом жалобы и переделать его с учетом конкретной ситуации.

Как отправить жалобу?

В настоящее время существует множество способов обратиться в необходимый госорган. Все больше развиваются возможности электронной подачи документов.

Так, через портал Госуслуги можно обратиться практически в любой госорган. Кроме того, почти каждый орган власти имеет свой сайт с функцией приема обращений.

Данный способ подачи удобен тем, что он значительно экономит время и не требует непосредственного общения с государственными служащими.

В ряде структур предусмотрена возможность подачи смс-обращения. Номер телефона для приема обращений можно узнать на сайте соответствующей организации. Хотя такой способ обращения довольно быстрый, его сложность состоит в том, что в небольшое по объему сообщение нужно вместить как личные данные (ФИО и адрес), так и суть обращения.

Остаются и стандартные способы подачи жалобы: лично и по почте.

  1. Для личного обращения нужно предварительно записаться на прием в соответствующем отделении госоргана, прийти в назначенный час и отдать экземпляр заявления. Лучше захватить с собой второй экземпляр обращения, чтобы на нем сотрудник госоргана поставил отметку о получении. По умолчанию следует обращаться в отделение по месту жительства.
  2. По почте жалобу следует направлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Доставку и получение такого письма можно отследить, а на руках останется доказательство вручения жалобы. Кроме того, с даты на уведомлении можно считать срок рассмотрения жалобы.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалоб органами государственной власти регулируется вышеупомянутым ФЗ Об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя. Регистрация обращения обычно занимает от одного до нескольких рабочих дней.

В некоторых госорганах срок рассмотрения обращений сокращен. Так, в прокуратуре жалоба может быть рассмотрена в течение 15 дней, а финансовый омбудсмен рассматривает поступившие к нему обращения в течение 15 рабочих дней.

В случае необходимости по фактам, указанным в заявлении, госорган проводит внеплановую проверку организаций, включающую личное посещение, истребования документов и т.д.

Если будет выявлено нарушение закона, орган государственной власти выдаст предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, приведении состояния помещения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами, прекращении использования рекламных материалов и т.д. Также в отношении нарушителя может быть возбуждено административное или уголовное дело.

Решение органа государственной власти можно обжаловать в вышестоящий госорган или в суд.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Жалоба в органы государственной власти является одной из форм защиты прав граждан, представляющая собой письменное обращение, содержащее просьбу о решении возникшей проблемы.
  2. Подавать жалобу следует только после предварительного обращения с претензией к организации-нарушителю, за исключением случаев, когда ее деятельность причиняет вред жизни и здоровью граждан или существует угроза причинения такого вреда.
  3. Жалоба составляется в соответствии с требованиями законодательства, но в свободной форме. Обращение в каждый госорган имеет свою специфику, определяемую его компетенцией.
  4. Если у Вас возникли проблемы с написанием жалобы в госорганы, наши юристы готовы помочь составить документ любой сложности.

Источник: https://SocPrav.ru/kak-napisat-i-podat-zhalobu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.