Юридический анализ административного правонарушения

Состав административного правонарушения

Юридический анализ административного правонарушения

Нижегородскаяправоваяакадемия

Кафедраконституционного и административного права

Контрольнаяработа

покурсу«Административноеправо»

Нижний Новгород 2011

Ситуация 1

Проживая в сельской местности, Харитонов владел земельным наделом площадью 0,1 га. Сосед сказал ему, что, в соответствии с законом, каждый сельский двор может иметь надел в пределах 0,15 га. Поверив в это, гр. Харитонов 15 мая прирезал к своему участку еще 5 соток колхозной пахотной земли, примыкающей к наделу.

Участковый уполномоченный милиции, обнаружив этот факт 16 июля, квалифицировал действия Харитонова как самоуправство, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.

1 КоАП РФ, составил по этому факту протокол и, не ознакомив с ним Харитонова, направил протокол начальнику РОВД, который рассмотрел его и наложил на виновного штраф в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

Ответ

Юридическая оценка ситуации:

1. В действиях Харитонова содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ. А именно, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 19.1 КоАП РФ – Харитонов осуществляет свои предполагаемые права (т.е. права, которых у него нет, хотя виновный считает, что такие права ему принадлежат). При этом он:

1) реализует указанные права самовольно, т.е. без обращения в установленных законом порядке в уполномоченные госорганы, органы местного самоуправления;

2) не причиняет потерпевшим (т.е. гражданам и юридическим лицам) существенного вреда.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 19.1 КоАП РФ, является установленный порядок управления, в рассматриваемой ситуации порядок реализации земельных участков.

Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста);

2) должностные лица (а не организации, во главе которых они, например, стоят).

В рассматриваемой ситуации, это лицо владеющее собственностью, следовательно, Харитонов достиг 16 лет.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом. В рассматриваемой ситуации, Харитонов имел умысел на увеличение своего земельного участка.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 19.1, показывает, что:

1) виновному назначается или предупреждение, или административный штраф;

2) административные наказания, предусмотренные в ст. 19.1, в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ назначаются мировым судьей.

В рассматриваемой ситуации Харитонову может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере от ста до трехсот рублей.

2.Участковый в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ как должностное лицо органов внутренних дел, вправе составить протокол об административном правонарушении.

3. В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 28.

2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении «подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении».

В данной ситуации участковый не ознакомил Харитонова с составленным протоколом, не вручил Харитонову копию протокола и направил его начальнику РОВД для вынесения постановления.

Своими действиями участковый нарушил порядок составления протокола и его рассмотрения, установленный нормами КоАП РФ.

Отсутствие подписи в протоколе виновного лица и рассмотрение протокола неуполномоченным лицом, может стать основанием для отмены постановления об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.

4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 19.1 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.

Согласно ч. 2 ст. 4.5. КоАП РФ при длящемся административном правонарушении, которое имеет место в рассматриваемой нами ситуации, сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Если срок привлечения к административной ответственности не истек, участковый должен устранить нарушения, допущенные им при составлении протокола и направить материалы по административному правонарушению мировому судье.

Ситуация 2

На автодороге Москва – Казань госинспектор безопасности дорожного движения остановил автомашину «Фиат», водитель которой гражданин Италии Ф., автотурист, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, превысил установленную скорость движения на 20 км.

При проверке документов установлено, что Ф. уклонился от разрешенного маршрута движения. Протокол о нарушениях госинспектор направил начальнику ГИБДД, который подверг Ф.

штрафу в сумме десяти минимальных размеров оплаты труда и лишил его права управления транспортным средством на три года.

Ответ

Юридическая оценка ситуации:

1.

Источник: https://helpstat.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Правовой анализ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Юридический анализ административного правонарушения


В научной статье кратко рассмотрен юридический состав административных правонарушений (совокупность обязательных элементов), посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, которые заключены в 20 главе КоАП РФ.

Приведен анализ понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок» с точки зрения их понимания различными исследователями. Выделена условно классификация таких противоправных деяний. Отмечена мера ответственности за такие нарушения.

Сделан общий вывод по правовому анализу административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности.

Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, правовой анализ, юридический состав административных правонарушений, административные правонарушения, административная ответственность, КоАП РФ.

Стабилизация таких важных категорий для общества, как порядок и безопасность, является приоритетным в связи с возрастающим количеством таких случаев, а также появлением новых видов административных правонарушений. Несомненно, что и особую актуальность приобретает их правовый анализ — понимание составов, ответственности за эти противоправные деяния.

Отметим, что правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, помещены в 20 главу КоАП РФ, содержащую 40 статей, включающих более 55 составов административных правонарушений.

Законодатель четко не разделяет их по основанию, где именно происходит посягательство на общественный порядок, а где на общественную безопасность.

Однако, полагаем, что проведение дифференциации все же следует провести, указав общие и отличные черты.

Анализ толкования различными авторами понятия «общественный порядок» позволяет сказать, что это сложное и многогранное явление, включающее в себя множество аспектов таких, как общественные отношения, правовые, социальные, моральные нормы, обычаи, цель которых выражается в установлении и поддержании охраны здоровья, жизни, прав, чести и достоинства граждан.

Интерпретация А. П.

Коренева предполагает рассматривать данное понятие, как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.

В юридической литературе и в официальных документах понятие «общественная безопасность» рассматривается, как состояние защищенности жизненно важных интересов страны, где, естественно, предполагается снижение количества внутренних и внешних ее угроз, и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.

В. В. Степанюк определил данное понятие так — это совокупность общественных отношений, правовое регулирование которых обеспечивает предотвращение, локализацию и ликвидацию условий и факторов, создающих потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

А. Ф. Гранин выделяет существенные различия между двумя этими понятиями, связывая их с нормативными средствами урегулирования. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм.

Глава 20 КоАП РФ достаточно обширная и затрагивает такие отношения, как экономические (например, нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств — ст.20.23), социально-бытовые (мелкое хулиганство — ст. 20.1), и управление (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения ст.20.6.1).

Тем не менее, правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности условно можно подразделить на следующие виды:

1) нарушения, связанные с использованием оружия, его хранением, изготовлением и распространением;

2) нарушения предписаний при возникновении ЧП, пожарной безопасности и гражданской обороны;

3) нарушения, затрагивающие непосредственно общественный порядок и нравственность;

4) незаконное использование специальных технических средств при осуществлении деятельности, предназначенной для негласного получения информации.

Для понимания сущности административных правонарушений необходимо определить и их юридический состав — определить совокупность обязательных элементов правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект — здоровье граждан, их права и свободы, нравственность, окружающая среда, общественный порядок, общественная безопасность и др.

Объективная сторона — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения, повторность, систематичность, злостность и пр.

Субъекты: физические и юридические лица, а также специальных субъекты (несовершеннолетние, должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане и лица без гражданства. Субъективная сторона выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность.

Теперь кратко обозначим характеристику и меры ответственности за некоторые из таких административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ:

– мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Основной признак — нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу. Субъекты: гражданин, достигший 16-летнего возраста. Субъективная сторона — прямой умысел. Предусматривает: наложение административного штрафа либо ареста на срок до 15 суток на лицо, совершившее данное административное правонарушение.

– нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2.2 КоАП РФ). Т. е.

допущение организаторами каких-либо отклонений от соответствующих законодательно закрепленных регламентов в процессе реализации массовых собраний. Субъекты: граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона: прямой умысел. Данные нарушения влекут за собой наложение обязательных работ, административного штрафа либо ареста.

– нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4). Недопущение нарушений в данной области является одной из важнейших функций государства, поскольку упущения могут привести к серьезным последствиям.

Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий, так и в форме бездействия (невыполнение). Возраст ответственности — с 16 лет.

Субъекты: должностные лица, на которых была возложена обязанность по соблюдению норм, правил, регламентов пожарной безопасности, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, юридические лица. Мера ответственности: наложение штрафа.

– незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст.20.10). Стоит отметить, что в России запрещен свободный оборот гражданского оружия. Законодатель ограничил рядом правил и запретов его изготовление, сбыт, хранение, передачу, перевозку, транспортировку и приобретение.

Часть нарушений в данной области предусматривает и административное законодательство. Субъекты правонарушения — граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица. Противоправные действия выражаются умышленной виной.

Штраф с конфискацией пневматического оружия или без таковой является мерой ответственности.

– незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст.20.16).

Под объективной стороной данного правонарушения понимается деятельность без приобретения необходимой лицензии, а также осуществление деятельности по подготовке/переподготовке кадров в области охраны, частного сыска без специального разрешения.

Субъекты: граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностное (руководитель) и юридическое лицо, частные детективы (охранники). Противоправные деяния выражаются умышленной виной. Мера ответственности: наложение штрафа, обязательные работы, для должностных лиц предусмотрена дисквалификация до шести месяцев.

– уклонение от исполнения административного наказания (ст.20.25). Объективными сторонами данного правонарушения являются: неуплата наложенного административного штрафа в установленный законом срок, самовольное оставление места отбывания, уклонение от исполнения наказания.

Субъективная сторона — умышленная вина. Субъекты — граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

Ответственность предполагает наложение административного штрафа, арест до 15 суток, обязательные работы, для иностранных граждан или лиц без гражданства вплоть до выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, большая часть правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, содержат формальные составы, которые характеризуются наличием противоправных действий либо бездействия, а также ряда факультативных признаков, приобретающих значение основных при условии указания их в норме.

В качестве субъектов административной ответственности могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица. Возраст ответственности наступает с 16 лет.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, обладает как признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей.

А именно законодательством здесь предусмотрено: наложение административного штрафа, обязательных работ, ареста и в частных случаях — выдворение из страны.

Стоит указать, что по результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. На данное постановление может быть подана жалоба в срок, установленный законом.

Глава 20 КоАП РФ достаточно обширная затрагивающая многие аспекты, общественных отношений, общества и личности в целом.

Осуществление общественной безопасности и общественного порядка являются наиболее важными функциями государства.

Поэтому рассмотрение правого анализа административных правонарушений, посягающих на данные категории, несомненно, является актуальным, но и познавательным для понимания и недопущения таких противоправных деяний со своей стороны.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/314/71673/

Анализ административного правонарушения

Юридический анализ административного правонарушения

СОДЕРЖАНИЕ:

Задача №1…………………………………………………………………………………………………..3

Задача №2…………………………………………………………………………………………………….

Задача №3…………………………………………………………………………………………………….

Список источников и используемой литературы……………………………………….                                          

     Задача №1.  

     Гражданка Никанорова перегоняла через дорогу корову, теленка, гусей. Корова и теленок перешли дорогу спокойно, а гуси стали метаться по проезжей части дороги. В это время по шоссе двигался микроавтобус. Водитель пытался затормозить, однако после дождя дорога была мокрой и резкого торможения не произошло. Под колёса попали два гуся.

     Имеется ли в данном случае состав административного правонарушения?

     Дать правовую оценку ситуации, руководствуясь статьями 2.2, 2.1 КоАП РФ.  

    “Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные.

    Условия и причины ДТП принято связывать с действиями водителей и других участников движения, а также состоянием транспортных средств и дорожными условиями.

    Наезд на животных – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

    Вина пешехода в ДТП наступает лишь в том случае, если в его действиях имеются нарушения ПДД, вызвавшие аварийную ситуацию и наступление вредных последствий. Основными причинами допускаемых пешеходами нарушений являются:

    невнимательность, рассеянность;

    легкомысленный расчет, что нарушение ПДД не повлечет последствий;

    нахождение в нетрезвом виде. 

    Согласно п. 1.2. Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 (далее – ПДД) участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

    Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда (п.1.5. ПДД).

    Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил (п.10.1).

    При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.  

    В разделе 24 Правил дорожного движения установлены дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных:

    управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

    животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги (п. 24.5 Правил);

    водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается: оставлять на дороге животных без надзора; прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях); вести животных по дороге с асфальто- и цементно-бетонным покрытием при наличии иных путей (п. 24.7 Правил). 

    На основании статьи 12.29. Правил дорожного движения (далее ПДД) нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.

    Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

    Правила дорожного движения Российской Федерации устанавливают обязанности как водителей транспортных средств, так и пешеходов, пассажиров, лиц, управляющих мопедом, велосипедом, и других лиц, непосредственно участвующих в процессе дорожного движения.

    С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами и пассажирами.

    Перечень правил, регламентирующих поведение пешеходов, содержится в п. 4 указанных Правил.

Пешеходы должны: двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а вне населенных пунктов при движении по проезжей части – навстречу движению транспортных средств, пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, выполнять сигналы регулировщика, светофора, при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода не создавать помех для движения транспортных средств и др.

    Часть 2 статьи 12.24 ПДД устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лиц, управляющих мопедами, велосипедами, возчиков и иных лиц, участвующих в процессе дорожного движения.

    С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

    Субъектами административного правонарушения могут быть различные участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста. По ч.

1 данной статьи предусмотрена ответственность пешеходов и пассажиров; по ч. 2 несут ответственность лица, управляющие велосипедами и мопедами, возчики и другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения, по ч.

3 комментируемой статьи – все названные выше субъекты.   

ВЫБРАТЬ ОДИН ИЗ КОММЕНТАРИЕВ ст.ст. 2.1 и 2.2.КоАП РФ, ОТРЕДАКТИРОВАТЬ  

Источник: https://www.stud24.ru/administrative-law/analiz-administrativnogo-pravonarusheniya/6628-14356-page1.html

Анализ юридического состава правонарушения — novaum.ru

Юридический анализ административного правонарушения

Ключевые слова: СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ; СУБЪЕКТ; ОБЪЕКТ; СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА; ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА; ПРЕСТУПЛЕНИЕ; THE OFFENSE; OFFENSE; LEGAL STRUCTURE; SUBJECT; OBJECT; SUBJECTIVE ASPECT; OBJECTIVE ASPECT; THE CRIME.

Аннотация: В данной статье автор характеризует юридическую конструкцию состава правонарушения, выделяет основные признаки и характеризует элементы состава правонарушения, отмечая, что отсутствие хотя бы одного элемента состава влечет невозможность признания деяния нарушением нормы права.

При разработке состава правонарушения в юридической науке теоретики не проявили большой оригинальности и, в частности, позаимствовали положения о его внутренней структуре из отраслевых наук.

Значение вопроса о юридическом составе правонарушения весьма велико. Эта юридическая конструкция позволяет определить существенные признаки конкретных правонарушений. Только наличие всех обязательных элементов, т.е.

полный состав, позволяет делать вывод о наличии факта правонарушения и основания привлечь виновное лицо к юридической ответственности.

При отсутствии даже одного элемента состава при определении факта правонарушения в конкретной ситуации деяние не может квалифицироваться как правонарушение.

В понимании В.Л. Кулапова состав правонарушения — это «система зафиксированных в норме права типичных, наиболее важных признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности» [1, с. 424].

В юридической науке выделяют 4 элемента состава правонарушения. Ими являются:1. Субъект правонарушения (правонарушитель).2. Объект правонарушения.3. Субъективная сторона правонарушения.

4. Объективная сторона правонарушения.

Субъект правонарушения – физические и (или) юридические лица, которые обладают способностью нести юридическую ответственность за противоправные деяния.

Главный признак субъекта правонарушения – это деликтоспособность. Под ней подразумевается возможность лица нести какое-либо наказание за противоправное поведение. Для признания субъекта деликтоспособным законодательство ставит ряд условий. К ним относят достижение установленного законом возраста и вменяемость лица.

Так, в соответствии со ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет, а за отдельные виды преступлений — с 14 лет. Административная ответственность, в соответствии со ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3], наступает с 16 лет.

Вменяемость лица также является важной характеристикой деликтоспособности субъекта. Индивид, который совершает противоправное деяние, может быть субъектом правонарушения только при условии его способности понимать социальный смысл своего поступка.

Вменяемые лица обладают сознанием и волей, только такие лица способны руководить своими действиями (бездействием) и осознавать содеянное ими. Лица, лишенные такой способности, т.е. те, кто не осознает опасности содеянного или не может руководить своими действиями, признаются невменяемыми.

В действующем законодательстве содержание понятия «вменяемость» не раскрывается. Оно выявляется путем анализа признаков, характеризующих невменяемость субъекта.

Таким образом, если лицо невменяемое или не достигло определенного законом возраста, то оно не может быть признано субъектом правонарушения.

Объект правонарушения – это общественные отношения, которым причиняется вред или которые ставятся под угрозу причинения вреда вследствие правонарушения.

Любое правонарушение, даже если оно и не повлекло реальных вредных последствий, приносит вред существующему правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию, внося беспорядок в правоотношения. Безобъектных правонарушений не может и не должно быть.

Именно по этой причине в юридической литературе рассматривается несколько видов объектов правонарушения: общий, родовой, непосредственный и т. п.

Под общим объектом понимаются общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом и которым наносится или может быть нанесен ущерб.

Родовой объект – это отношения определенного типа, сходные, близкие, однородные по содержанию и назначению (личные права граждан, конституционный строй).

Непосредственный объект – это то, что непосредственно явилось объектом посягательства: жизнь, здоровье, честь, имущество и т. д.

По причине того, что общественные отношения, охраняемые и регулируемые правом, очень многочисленны и разнообразны, классификация объектов правонарушения может быть различной и включать дополнительные виды объектов.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию и наступившим последствиям.

Субъективная сторона характеризует правонарушение, прежде всего, как виновное деяние. Именно поэтому А.Б.

Венгеров пишет, что субъективная сторона характеризуется виной – «психическим отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам» [4, с. 283].

Вина проявляется в формах умысла и неосторожности. Умысел подразделяется на прямой и косвенный, а неосторожность — на легкомыслие и небрежность.

Под прямым умыслом значится то, что правонарушитель, совершая правонарушение, понимает противоправный характер своих действий, предвидит и желает наступление общественно опасных последствий.

Косвенный умысел, в свою очередь, отличается от прямого тем, что наступившие вредные последствия виновного противоправного деяния не имеют прямой причинной связи с намерениями правонарушителя.

В таком случае субъект правонарушения не желает наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично. Стоит отметить, что большинство умышленных правонарушений совершаются с прямым умыслом.

Неосторожная форма вины может проявляться в виде легкомыслия или небрежности. Легкомыслие — это такой вид неосторожности, когда правонарушитель, совершая противоправное деяние, предвидел возможность наступления общественно опасных последствий этого деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение.

Например, водитель, нарушая установленный скоростной режим, рассчитывает на свой опыт и полагает, что сможет избежать дорожно-транспортного происшествия, но не успевает вовремя затормозить, вследствие чего сбивает пешехода, причиняя ему смерть.

Воля правонарушителя в данном случае направлена на предотвращение общественно опасных последствий, но расчет правонарушителя избежать последствий оказывается неосновательным.

Небрежность, как вид неосторожности, выражается в том, что лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя при необходимой предусмотрительности и внимательности должно было и могло их предвидеть. Например, врач, лечащий больного, не предвидел, но в силу своего опыта должен был предвидеть наступление вредных последствий для больного от приема каких-либо препаратов.

Следует отметить, что вина не исчерпывает все содержание психического отношения лица к своим противоправным действия и их результатам. В теории права выделяются и другие, факультативные признаки субъективной стороны правонарушения, такие как цель, мотив, эмоциональное состояние лица, совершившего правонарушение.

Мотив – это то, что побуждает лицо к правонарушающему поведению, т.е. то, чем руководствуется субъект в момент совершения противоправного деяния. Мотивы правонарушения весьма разнообразны. В качестве мотивов могут выступать эгоистические, корыстные, политические, хулиганские, сексуальные и другие побуждения.

Цель правонарушения – это тот результат, к которому стремится правонарушитель, совершая противоправное действие.

Эмоциональное состояние лица, при совершении правонарушения в состоянии аффекта имеет важное значение. Аффект — это особое психическое состояния человека, характеризующееся сильным всплеском эмоций и быстрым протеканием различных психических процессов. Физиологический аффект может выступать в качестве обстоятельства, которое смягчает меру юридической ответственности.

Немаловажно, что субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса. Под казусом понимается случай, который возник не по воле и желанию лица. Например, к казусу следует отнести случай причинения боксером своему противнику травмы или даже смерти, в момент боя на спортивных соревнованиях, если при этом не были нарушены какие-либо правила.

Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния. Ее образуют признаки, которые характеризуют правонарушение с внешней стороны.

К ним относятся: само общественно опасное деяние, проявляющееся в действии или бездействии, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями. В юридической литературе принято называть эти признаки обязательными.

Помимо этих признаков выделяют дополнительные – факультативные признаки. К ним относят средства, способ, место, время и обстановку совершения правонарушения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что состав правонарушения представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, определяющих деяние как правонарушение.

Конструкция состава правонарушения состоит из четырех элементов, а именно из субъекта, объекта, субъективной стороны и объективной стороны.

Отсутствие хотя бы одного из элементов состава означает отсутствие факта правонарушения; совершение соответствующего деяния не может влечь юридической ответственности.

Список литературы

  1. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник / В. Л. Кулапов. — Саратов, 2011. – 486 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июн. 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05 июн. 1996 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 13 июн. 1996 г. № 64-ФЗ: в ред. Федер. закона от 17 апр. 2017 г. № 71-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25, ст. 2954; 2017. — № 17, ст. 2453.
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 30 дек. 2001 г. № 196-ФЗ: в ред. Федер. закона от 17 апр. 2017 г. № 78-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч.1), ст. 1; 2017. — № 17, ст. 2460.
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. — Изд. 2-е. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

Источник: https://novaum.ru/public/p282

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.