Видовой объект административного правонарушения

Объект административного нарушения

Видовой объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности.

Посягательство на все эти объекты обычно осуществляется путем нарушения конкретных правил и запретов, установленных в различных сферах общественной жизни.

В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2КоАП:

– защита личности;

– охрана прав и свобод человека и гражданина;

– охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– защита общественной нравственности;

– охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;

– общественного порядка и общественной безопасности, собственности;

– защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Выделяют три вида объектов административного правонарушения:

– общий;

– родовой;

– видовой (непосредственный).

Общим объектом административного правонарушения являются все общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Родовыми объектами административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в определенной сфере общественной жизни, и по этому признаку сгруппированные по главам в Особенной частиКоАП.

Видовым или непосредственным объектом административного правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.

В соответствии сдействующимКоАП субъектами административных правонарушений могут являться как физические, так и юридические лица.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, т.е. показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние.

В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которые характеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места его совершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.

Деяние может выражаться в двух формах: действия или бездействия.

Действие – это активное нарушение установленных запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться только в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11КоАП«Незаконное получение кредита».

Бездействие – это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которое оно обязано совершить в силу требования закона.

Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например, предусмотренное ст. 12.

17КоАП«Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами».

В то же время значительная часть административных правонарушений может совершаться как путем совершения действий, так и бездействием.

Входящее в объективную сторону состава административного правонарушения деяние может быть оконченным или длящимся.

Разница между ними заключается в том, что оконченное правонарушение совершается одномоментно (например, проезд на запрещающий сигнал светофора – ст. 12.

12КоАП), а длящееся – в течение продолжительного времени (например, осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом – ст. 14.23КоАП).

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).

Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон.

Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е.

до момента завершения противоправного поведения (состояния).

Для квалификации административного правонарушения нередко значение имеют место, время, способ и средства совершения противоправного деяния.

Способом совершения административного правонарушения является совокупность последовательно совершаемых правонарушителем приемов.

Средства совершения административного правонарушения – различные как запрещенные, так и не запрещенные к использованию предметы и приспособления, посредством которых правонарушитель совершает административное правонарушение.

Совершенное нарушителем деяние может носить злостный, повторный, неоднократный и систематичный характер, кроме того, оно может быть длящимся.

Злостность характеризует упорство правонарушителя, явно выраженное нежелание подчиняться законным требованиям, в том числе выраженным неоднократно. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Повторность обозначает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за однородное правонарушение. Повторность совершения административного правонарушения также является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Неоднократность имеет место, когда правонарушитель совершил два или более однородных административных правонарушения, за каждое из которых он еще не подвергался наказанию.

Систематичным будет являться правонарушение, совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом. Так, например, систематичным может быть признано нарушение водителем правил дорожного движения.

По наличию или отсутствию общественно опасных последствий как элемента состава административные правонарушения подразделяются на правонарушения с материальным или формальным составом.

Правонарушения с формальным составом считаются оконченными с момента фактического нарушения правил, невыполнения обязанности и т.п., независимо от наступления или не наступления общественно опасных последствий. Примером правонарушения с формальным составом является сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для ания на референдуме (ст. 5.23КоАП).

Правонарушения с материальным составом считаются совершенными только в том случае, если противоправное деяние повлекло за собой наступление конкретных общественно опасных последствий.

Таким, например, является нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.24КоАП).

В данном случае имеется не только нарушение правил (дорожного движения), но и наступившие общественно опасные последствия (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Кроме того, обязательным элементом объективной стороны таких правонарушений является прямая причинная связь между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего должно быть вызвано именно нарушением водителем правил дорожного движения).

Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, т.е. правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения является вина правонарушителя.

Вина традиционно определяется как психическое отношение лица к совершаемому им деянию, а также (для материальных составов) к последствиям данного деяния. ВКоАП предусмотрены две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий.

Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия) и, во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий.

Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий.

Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом.

Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично.

Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а только их потенциальной возможности.

Неосторожность, как и умысел, подразделяется на два вида: легкомыслие (самонадеянность) и небрежность.

Легкомыслие предполагает, что лицо предвидело возможность совершения противоправных действий или наступления опасных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Так, например, водитель, зная о приближении поезда, но видя, что шлагбаум через переезд еще не начал закрываться, резко увеличивает скорость, надеясь проскочить, однако проезжает уже при закрывающемся шлагбауме, тем самым совершая правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.10КоАП.

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Так, например, бухгалтер в силу своей низкой квалификации и незнания действующего законодательства уничтожает учетные документы, подлежащие длительному хранению и тем самым совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11КоАП.

Источник: https://poisk-ru.ru/s2002t5.html

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

Видовой объект административного правонарушения
В.Т.Батычко Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Лекция 8. Административная ответственность

 

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.

В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.

1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.

В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.

В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

Источник: http://producm.ru/books/national_municipal_management_books/book1/p30/

Классификация объектов административных правонарушений

Видовой объект административного правонарушения

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

В науке административно-деликтного права деление объектов правонарушений на виды осуществляется с учетом одного крите­рия — «вертикали», в результате выделяется три вида объектов: общий, родовой и непосредственный.

В науке уголовного права вопрос о классификации объектов преступлений остается дискуссионным.

Для лучшего понимания объекта правонарушения более пра­вильным было бы осуществлять классификацию, используя раз­ные критерии.

Например, такой критерий, как область, в которой складываются административно-деликтные отношения, предмет воздействия, отрасль права, нормы которой регулируют обще­ственные отношения, охраняемые административными санкция­ми. Наиболее содержательной является классификация «по вер­тикали».

Объекты административных правонарушений «по вертикали» классифицируются как общий, родовой и непосредственный.

Кобщему объекту относятся все общественные отношения, охраняемые нормами административно-деликтного права. Общий объект означает, что он является одним для всех административ­ных правонарушений.

Он лишен конкретных признаков общест­венных отношений, а обладает признаками, имеющими одинаковое значение для объектов любого административного правонаруше­ния.

Во-первых, эти отношения деликтны, связаны с совершением административных правонарушений, во-вторых, регулируются нормами различных отраслей права, в-третьих, обеспечиваются (охраняются) административными санкциями.

Общий объект состоит из родовых и конкретных объектов. Посягательство на конкретный объект является одновременно по­сягательством и на общий объект.

Анализ общественных отношений, охраняемых администра- тивно-деликтным правом, свидетельствует о том, что их круг по­стоянно изменяется.

Одни общественные отношения включаются в перечень охраняемых административно-деликтным правом, дру­гие исключаются.

На этот процесс оказывают влияние многие обстоятельства — это и повышение правосознания общества, его культуры, изменения в области экономических отношений, прио­ритетов политики государства. Например, из нового КоАП исклю­-

чены такие правонарушения, как распитие спиртных напитков на производстве (ст. 158 КоАП 1984 г.), изготовление, хранение или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 61 КоАП 1984 г.).

В то же время появились многие новые виды противоправных деяний: применение медицинским работни­ком радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик, в диагностических либо лечебных це­лях (ст. 16.5), распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.8), умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст.

18.1), ненадлежащее выполне­ние работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выпол­ненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат (ст. 21.8).

Родовой объект — это часть общественных отношений общего объекта, взаимосвязанных близким родством, свойством. Он объ­единяет однородную группу общественных отношений, состоящих из конкретных объектов, и является для них единым.

Например, посев или выращивание запрещенных к возведению растений, со­держащих наркотические вещества (ст. 16.1), сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.

2), нарушение требований режима радиационной безопас­ности в местностях, подвергшихся радиационному загрязнению (ст. 16.3), нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4), нарушение правил и порядка радиационной безопасности (ст. 16.6) и др.

посягают на один и тог же родовой объект — отношения в области здоровья населения. Таким образом, родовой объект свойствен определенной группе правонарушений.

Родовой объект правонарушения является главенствующим при построении системы Особенной части КоАП. Близкие, род­ственные правонарушения объединяются в одной главе Особен­ной части. Количеством глав определяется количество родовых объектов административных правонарушений. Сущность его раскрывается в названиях глав.

Например, в главе 24 «Админист­ративные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции» — правона­рушения, свидетельствующие о пренебрежительном отношении к деятельности суда и органов уголовной и административной юрис­дикции, в главе 25 «Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на

военную службу и воинского учета» — правонарушения, препят­ствующие формированию воинского контингента.

Родовые объекты правонарушений, как правило, состоят из видовых объектов.Видовые

Источник: https://lektsii.org/3-45611.html

Состав административного правонарушения

Видовой объект административного правонарушения

Состав административного правонарушения – это совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административного правонарушения.

Общий объект – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности.

Родовой – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта.

Например, отношения, охраняющие права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественную нравственность; окружающую среду; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок и общественную безопасность; собственность и др.

В Особенной части разд. II КоАП РФ при формулировании родовых объектов указаны 2 правовых критерия – отрасль и объект посягательства.

Видовой объект – специфическая группа общественных отношений, являющихся разновидностью родового объекта. В КоАП РФ видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела, воинский учет.

Непосредственный объект – общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного права.

По юридическому назначению объекты административных правонарушений могут быть подразделены:

а) на основной – общественные отношения, которые являются основным объектом посягательства;

б) дополнительный – общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правоохраны и дополняют его;

в) факультативный – общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением, а может и не быть причинен.

Объективная сторона административного правонарушения – это внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

В объективной стороне объекта административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки. Перечислим обязательные признаки.

1. Противоправное деяние (действие или бездействие) – противоправное действие – активная форма деяния вопреки административно-правовым запретам. Деяние может быть простым (единственным действием) и сложным. Сложное:

а) собирательное – состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний;

б) длящееся – начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания;

в) продолжаемое – складывается из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение.

Бездействие – пассивная форма деяния, заключающаяся в воздержании от действия, которое лицо должно и могло выполнить.

2. Общественно вредные последствия – негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния. В зависимости от характера общественно вредных последствий различают материальные и нематериальные последствия.

3. Причинно-следственная связь – это такая объективная связь между противоправным деянием и наступившим общественно вредным последствием.

К факультативным признакам относят:

а) время – временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия. Например, охота, рыболовство, пользование объектами животного мира возможно лишь в разрешенные сроки (ст. 8.38 КоАП РФ);

б) место – определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия. Например, автомагистраль – ст. 12.11, таможенная граница – ст. 16.1, пограничная зона – ст. 18.2 КоАП РФ и др.;

в) способ – приемы, методы, используемые при совершении правонарушения. Например, мелкое хищение чужого имущества совершается путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 7.27 КоАП РФ);

г) обстановка – совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения;

д) признак другого лица – неисполнение правонарушителем законного распоряжения уполномоченного лица (ст. 19.3, 19.4, 19.5, 19.6 КоАП РФ и др.);

е) орудия, средства, используемые при совершении административного правонарушения (гражданское, служебное, пневматическое оружие (ст. 20.8, 20.9, 20.10 КоАП РФ), этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция (ст. 14.16 КоАП РФ) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно вредного деяния.

В субъективной стороне административного правонарушения различают обязательные и факультативные признаки.

1. Обязательные признаки.

Вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному противоправному деянию и общественно вредным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Умысел – когда лицо, совершившее административное правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

К административным правонарушениям, совершенным умышленно, КоАП РФ относит: нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), занятие проституцией (ст. 6.11), самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), мелкое хищение (ст. 7.

27), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3) и др.

Неосторожность – когда лицо, совершившее административное правонарушение предвидело наступление вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. К административным правонарушениям, совершенным по неосторожности можно отнести: нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3), нарушение правил плавания (ст. 11.7), неумышленную порчу удостоверения личности гражданина либо утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16) и др. Однако указанные примеры не исключают возможности совершения данных правонарушений умышленно.

2. Факультативные признаки.

Цель – субъективное представление о последствиях противоправного деяния, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения.

Мотив – субъективное побуждение правонарушителя к совершению противоправного деяния, связанное с удовлетворением его потребностей.

Эмоциональное состояние – аффекты и чувства нарушителя во время совершения им правонарушения.

Факультативные элементы могут выступать в качестве квалифицирующего признака отдельных составов правонарушений или обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность. Они учитываются при доказывании по делу об административном правонарушении и определении меры административной ответственности.

Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее общественно вредное деяние и способное нести административную ответственность, т.е. обладающее административной деликтоспособностью. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные и коллективные субъекты (физические и юридические лица).

Среди индивидуальных субъектов различают признаки общего и специального субъекта. Общие признаки субъекта – это достижение 16-летнего возраста, вменяемость, т. е. способность осознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) и руководить им.

Специальные признаки субъекта отражают особенности его трудового, служебного положения, иные особенности административно-правового статуса.

Коллективные субъекты административных правонарушений – это юридические лица (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершившие административные правонарушения.

При характеристике административного правонарушения может возникнуть вопрос о его отличии от преступления, который стоит особенно остро, когда эти деяния носят смежный характер.

Сравнительный анализ двух норм (уголовной и административной) о хулиганстве позволяет выделить основные различия между уголовно и административно наказуемыми деяниями. Так, к примеру, ст.

213 УК РФ хулиганство характеризует как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, в то время как норма, регулирующая административную ответственность за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяет его как нарушение общественного порядка, выражающей явное неуважение к обществу.

Признаком, относящимся к административному правонарушению, является вред, им причиненный, в то время как уголовно наказуемое деяние представляет общественную опасность, поскольку, например, может представлять опасность для жизни или здоровья человека[43].

Между тем мелкое хулиганство считают опасным социальным явлением. Это определяется не только повсеместной распространенностью, но и многообразием форм его проявления. Несомненно, что делинквенты, совершающие мелкое хулиганство, снижают качество жизни правопослушных граждан, нарушают нормальную работу предприятий и учреждений, наносят ущерб имуществу[44].

Поэтому дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, например, В. В. Лазарев считает, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения[45].

Однако указанный признак – общественно опасное деяние – закреплен только в ст. 14 УК РФ.

Разграничение преступления и административного правонарушения можно проводить по последствиям. Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.

24 КоАП РФ, – «нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», и преступление, предусмотренное ст.

264 УК РФ «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», где ответственность наступает при нарушении лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения РФ (далее – ПДД) или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо его смерть. Как видно, разграничение происходит по наличию тяжести вреда. Правила определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, установлены постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 552[46] и приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н[47].

Размер реально причиненного ущерба является критерием разграничения административного правонарушения (мелкое хищение – ст. 7.27 КоАП РФ) и кражи – тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ). В примечании к ст. 7.27 КоАП РФ говорится, что хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 1 000 руб.

В примечании к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может быть менее 2 500 руб. (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ). Таким же способом следует разграничивать «незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанду (ст.

188 УК РФ).

Признаком, отграничивающим преступления от административного правонарушения, без сомнения, является цель назначения наказаний. Так, согласно ст.

43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, в то же время административное наказание, согласно ст. 3.

1 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, основное назначение административного наказания – это профилактика и предупреждение новых правонарушений.

КоАП РФ определяет: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В то же время назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1).

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Наличие по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела являются одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Источник: https://studopedia.ru/5_14214_sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Объект правонарушения и его виды, объективная сторона административного правонарушения

Видовой объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

. Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Применение огнестрельного оружия как мера государственного принуждения

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами, ее принято относить к мерам административного пресечения.

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 283;

Источник: https://studopedia.net/9_63951_ob-ekt-pravonarusheniya-i-ego-vidi-ob-ektivnaya-storona-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.