Участие адвоката в административном деле

Деятельность адвоката в суде при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Участие адвоката в административном деле

Осуществляя деятельность в суде при рассмотрении дел об административных правонарушениях в интересах своего доверителя, адвокат должен учитывать следующее.

Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Если в судебном заседании заявлено ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле без представления доверенности*(50).

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Следует помнить, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях в суде осуществляется на следующих принципах (следуют из положений главы 1, ст.ст. 24.2, 24.3, 24.7, 25.1, 25.2, 26.11, 29.6, 30.1 КоАП РФ):

– равенства перед законом, означающего, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

– презумпции невиновности, гласящей, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением административных правонарушений в области дорожного движения (гл.

12 КоАП РФ), и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренных законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

– обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, гарантирующем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

– объективности, гласности, открытости, ведения дела на национальном языке, права пользоваться юридической помощью адвоката, экономичности процесса, права обжалования решений;

– независимости судей, выражающийся в том, что они оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу;

– оперативности, который, в частности, выражается в краткости материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности, в том числе сроков давности привлечения к административной ответственности, рассмотрения дела, обжалования постановления и рассмотрения жалобы).

При подготовке к рассмотрению дела судья выясняет (ст. 29.1 КоАП РФ):

– относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела,

– имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;

– правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

– имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

– достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу

– имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, выясняя указанные вопросы, оформляет принятые решения в виде определения или постановления. В виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела.

В виде постановления принимаются решения по существу дела.

Так, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела.

Если представленные материалы по делу с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.4 КоАП РФ).

Принимая участие в рассмотрении дела об административном правонарушении в суде, адвокат также должен учитывать положения ст. 29.

2 КоАП РФ (Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом), согласно которой судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела (ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ).

Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

При наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу (ст. 29.3 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ, вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины.

При рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.7 КоАП РФ):

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

– поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

– отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

– необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

– выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.

4 КоАП РФ (если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, а и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом);

– выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений (ст. 29.9 КоАП РФ):

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ (Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении);

2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения);

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.8, 6.9, ч.ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5, ст.ст. 14.32, 15.11, ч.ч. 1 и 2 ст. 16.2, ст. 19.7.13, ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение.

Источник: https://studopedia.net/9_34281_deyatelnost-advokata-v-sude-pri-rassmotrenii-del-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Адвокат в административном производстве

Участие адвоката в административном деле

Конституция РФ в ст. 48 гарантирует право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с этим обращает на себя внимание значительные затруднения для применения этого основополагающего права в области административных нарушений.

Речь идет об отсутствия консенсуса в определении статуса защитника в административном делопроизводстве.

На необходимости законодательного решения данного вопроса указывают многочисленные спорные ситуации, возникающие при рассмотрении правонарушений, попадающих под определение административных, из-за неопределенности роли адвоката в процессе.

Данная работа призвана исследовать и сделать соответствующие выводы в имеющем признаки неурегулированности вопросе о роли адвоката и степени его участия в процессах, касающихся административных правонарушений и, по мере возможности, предложить решения, которые могли бы улучшить ситуацию.

Объектом исследования будут общественные отношения в области регулирования на законодательном уровне статуса адвоката в административном производстве.

Для разработки окончательных рекомендаций по внесению возможных изменений в существующее законодательство, являющееся недоработанным в этой сфере, будет произведен тщательный анализ уже существующих норм, регулирующих осуществление своих функций адвокатом в делах, законодательно определенных как административное правонарушение.

Следует отметить, что в результате сложившихся ряда объективных и субъективных обстоятельств, имеющих исторические и законодательные корни, а в некоторых аспектах и экономические, количество адвокатов, занятых в административном делопроизводстве, в нашей стране критически недостаточно, хотя потребность в таких специалистах очевидна и постоянно возрастает в условиях правового государства, где конституционное право на защиту не может быть ограничено или поддаваться сомнению, в том числе и в административных делах, где зачастую без участия защитника невозможно рассчитывать на справедливое решение.

Если посмотреть на эволюцию становления института от присяжного поверенного до современного адвоката, можно отметить довольно низкое законодательное подкрепление участия защитников в административном делопроизводстве, как в дореволюционной России, так и во времена Советского Союза.

Когда в ноябре 1864 года вступили в силу Судебные уставы, принятые в результате судебной реформы, а именно это событие считается рождением института адвокатуры в России, в них не было ни слова о роли присяжных поверенных (адвокатов) в административных делах, которые рассматривались в то время в губернских присутствиях, без какого-либо регламентирования.

Должного законодательного регулирования, а как следствие этого отсутствие защитников, административное судопроизводство не получило вплоть до известных революционных событий 1917 года. Не случилось значительного прогресса и в советский период.

Только в 1984 году принятие нового Кодекса РСФСР об административных правонарушениях позволило адвокатам быть стороной в процессах административного характера на правовом основании. Но это мало что изменило. По подсчетам известного защитника В. Н.

Буробина, в советское время до 90% от общего числа дел с участием адвокатов припадало на уголовные правонарушения и только в современной России, несмотря на недостаточное законодательное подкрепление, количество защитников, специализирующихся на административном делопроизводстве постоянно возрастает, особенно в части административных правонарушений.

На пути совершенствования разворачиваются дискуссии даже самого термина «административное дело».

В то время, как общепринятый научный подход настаивает на распространении такого понятия на дела об административных правонарушениях, проект Кодекса административного судопроизводства исключает это.

Не соглашаясь с такой постановкой вопроса, в нашем исследовании мы продолжаем пользоваться общепринятым подходом.

Требует решения и проблема финансового обеспечения участия защитника в процессах связанных с административными правонарушениями, так как многие участники таких дел не имеют достаточных средств, для оплаты услуг адвоката.

Согласно статистическому опросу проводимого среди привлекавшихся к административной ответственности граждан, 74% были не в состоянии оплатить свою защиту.

Проанализировав статистику дел об административных правонарушениях, рассматриваемых мировыми судьями в Рязанской области можно сделать выводы, что самыми распространенными делами, в процессе которых принимают участие адвокаты, являются те, что предусмотрены гл. 12, гл. 19 и гл.

5 КоАП РФ, касающиеся в основном должностных лиц. Это объясняется возможным достаточно строгим наказанием, каким может быть, например, лишение водительских прав на длительный срок или высокий штраф. В таких случаях число желающих воспользоваться услугами профессионального защитника значительно возрастает.

Низкие статистические данные участия адвокатов в административных делах, по сравнению с уголовными или гражданскими, можно объяснить еще и тем, что такое участие не является обязательным.

По мнению специалистов, учитывая опасность возникновения неблагоприятных последствий для привлеченных к административной ответственности, такое положение дел недопустимо и требует введения института обязательного участия стороны защиты подобно тому, как это предусмотрено в УПК РФ. Кроме того, если сравнивать полномочия защитника в КоАП РФ и УПК РФ, то такое сравнение будет явно не в пользу адвоката по административным делам. Особенно много пробелов и недоработок в части касающейся задержания подозреваемого, где не предусмотрено право адвоката на конфиденциальную встречу со своим клиентом, что является нарушением его конституционных прав.

По примеру уголовного и конституционного судопроизводств, где законодательно закреплено эксклюзивное право адвоката на участие в досудебном расследовании и судебном процессе, должны быть внесены поправки и в КоАП РФ.

Как считают специалисты в области права, это является обязательным условием для закрепления статуса адвоката, в качестве лица предоставляющего юридическую помощь на профессиональной основе. Хотя следует отметить, что существует дискуссия в научной среде о целесообразности монополии на представительство в судах, предоставляемое адвокатуре.

Склоняясь в сторону поддержки такой монополии, следует учитывать решение Конституционного Суда РФ по этому вопросу, который не считает возможным введение такой нормы во все без исключения виды судопроизводства.

Поэтому, на основе проведенного исследования, понимая необходимость принятия нормы об обязательном участии адвоката в административном делопроизводстве, сделаем выводы:
  1. Отмечаем необходимость в безотлагательном законодательном закреплении статуса адвоката (защитника) по делам, связанных с административными правонарушениями, учитывая возрастающую востребованность на участие стороны защиты в этом виде судопроизводства.
  2. Нужно законодательно определить в ст. 25. 5. 2 КоАП РФ те случаи, когда участие защитника в судебном рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным.

К таким следует отнести

    1. Все виды административного правонарушения, наказанием за которые предусматривается арест, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ, дисквалификация, лишение специального права, принудительные работы;
    2. Случаи, когда к ответственности привлекаются лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также имеющие ограничения физического или психического характера;
    3. Лица, требующие перевода процесса судопроизводства с русского языка на понятный им.

Во всех вышеперечисленных случаях суд обязан обеспечить участие стороны защиты, в качестве которой могут выступать исключительно адвокаты, что законодательно закрепить во второй части вышеупомянутой статьи.

Все рекомендации сделаны на основе анализа существующего положения дел и призваны на совершенствование отечественного законодательства, что в конечном итоге приведет к повышению уровня правовой защищенности общества.

Источник: http://www.advocatoff.ru/2017-01-14-advokat-v-administrativnom-proizvodstve.html

Участие адвоката в административном процессе

Участие адвоката в административном деле

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в Конституции РФ (ст. 48) и в КоАП РФ (ст. 25.5).

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается с момента административного задержания.

Защитник (адвокат) вправе:

знакомиться со всеми материалами дела

представлять доказательства

заявлять ходатайства и отводы

участвовать в рассмотрении дела

обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу

пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ

При исследовании вещественных доказательств адвокат должен занимать активную позицию, особенно он должен быть внимателен, изучая документы.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Адвокату закон не предоставляет такого права, т. е. прения сторон отсутствуют.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Существуют обстоятельства, которые исключают возможность участия в производстве по делу:

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Адвокат в административном процессе оказывает следующие юридические услуги:

 – консультирует по вопросам правового регулирования административного судопроизводства;

 – анализирует ситуацию и формирует позицию по административному делу;

 – готовит письменные пояснения по административному делу;

 – представляет интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении

“,”author”:”Автор: Виктория Азизова”,”date_published”:”2020-12-16T22:06:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://advokatura-v-vuze.blogspot.com/2018/12/blog-post_46.html”,”domain”:”advokatura-v-vuze.blogspot.com”,”excerpt”:”Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в Конституции РФ (ст. 48) и…”,”word_count”:471,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://advokatura-v-vuze.blogspot.com/2018/12/blog-post_46.html

Глава 8. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях – Страница 2

Участие адвоката в административном деле

Страница 2 из 3

§2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в Конституции РФ (ст. 48) и в КоАП РФ, в ст. 25.

5 которого говорится, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.

В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с законом.

По делу об административном правонарушении необходимо выяснить:

1)       наличие события административного правонарушения;

2)       лицо,   совершившее   противоправное   действие   (бездействие),   за   которое   Кодексом   об
административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;

3)       виновность лица в совершении административного правонарушения;

4)      обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

5)      характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6)      обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7)      иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины
и условия совершения административного правонарушения.

После установления, что событие имело место и есть лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, необходимо установить доказана ли вина, т.е. собрать доказательства.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Так гласит ст. 25.2 КоАП. Рассмотрим это более подробно.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1)       основания для назначения экспертизы;

2)       фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть
проведена экспертиза;

3)       вопросы, поставленные перед экспертом;

4)       перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

При исследовании вещественных доказательств адвокат должен занимать активную позицию, особенно изучая документы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (вернуть, уничтожить, реализовать и т.п.).

К сожалению, все действия по Кодексу об административных правонарушениях ведутся уполномоченными органами. А право проведения собственного расследования адвокатами в Кодексе не прописано. Скорее всего, в законодательном плане это будет исправлено.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении существуют установленные законом сроки.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Закон также устанавливает порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, т.е. процедуру:

1)       объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании
какого закона привлекается к административной ответственности;

2)       устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по

делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3)       проверяются  полномочия законных представителей физического или  юридического лица,
защитника и представителя;

4)       выясняется,   извещены  ли   участники   производства   по  делу   в  установленном   порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении

дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5)       разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6)       рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7)       выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а)  поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного  лица,  рассматривающих дело,  если  их отвод  препятствует  рассмотрению дела  по

существу;

б) отвода   специалиста,   эксперта   или   переводчика,   если   указанный   отвод   препятствует
рассмотрению дела по существу;

в)  необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных
материалов по делу или назначения экспертизы;

8)       выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при
рассмотрении дела;

9)       выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Адвокату закон не предоставляет такого права, т.е. прения сторон отсутствуют. Это шаг назад по сравнению с Уголовно-процессуальным кодексом.

Какое решение может быть принято по делу об административном правонарушении и как и куда его можно обжаловать?

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1)       о назначении административного наказания;

2)       о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

выносится в случае:

1)       наличия   хотя    бы    одного    из    обстоятельств,    исключающих   производство    по   делу,
предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях;

2)       объявления устного замечания;

3)       прекращения   производства   по  делу   и   передачи   материалов  дела   прокурору,   в   орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся

признаки преступления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1)       о   передаче   дела   судье,    в   орган,   должностному   лицу,   уполномоченным   назначать административные наказания  иного вида или размера либо применять иные меры  воздействия  в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

2)       о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение
дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Источник: https://uristinfo.net/advokatura/61-la-demidova-advokatura-v-rossii/1139-glava-8-advokat-v-protsesse-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarushenijah.html?start=1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.