Ст 19 15 1 коап рф

Ответственность за проживание без регистрации

Ст 19 15 1 коап рф

Если фиктивная регистрация влечет уголовное наказание, то ответственность за проживание без регистрации устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях. Нарушение порядка и срока регистрации образует административное правонарушение. И вполне может повлечь применение административного наказания. Причем такую ответственность законодатель ввел не так давно – в 2014 году.

На сайте подробно освещены вопросы привлечения к административной ответственности. От возбуждения дела об административном правонарушении до обжалования постановления по делу. Общие принципы действуют и в случае выявления факта проживания без регистрации. 

КоАП РФ: ответственность за проживание без регистрации

Проживание без регистрации, хоть взрослого, хоть ребенка, образует правонарушение. Поэтому существуют правила регистрации новорожденного по месту жительства. Упрощена регистрация по месту жительства несовершеннолетних. А для достигших 14 лет граждан действуют общие правила регистрации по месту жительства.

Ответственность за проживание без регистрации устанавливает ст. 19.15.1 КоАП РФ:

  • проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц – от 250 000 до 750 000 руб.
  • если правонарушение человек жил в г. Москва, Санкт-Петербурге, штраф увеличивается – от 3 000 до 5 000 для граждан, от 5 000 до 7 000 руб. для нанимателей или собственников, от 300 000 до 800 000 руб. для юридических лиц.

Состав административного правонарушения за проживание без регистрации, за которое предусмотрена ответственность 

Каждое правонарушение характеризует совокупность обязательных элементов (состав). При отсутствии состава административного правонарушения человек не подлежит ответственности. 

Объект нарушения – отношения в сфере управленческой деятельности. А именно, отношения регистрационного учета граждан Российской Федерации. 

Объективная сторона – проживание без регистрации. Гражданин РФ обязан в течение 7 с момента изменения места жительства подать заявление о регистрации по месту жительства и документы к нему. В случае, если жилье является местом пребывания, при нахождении в нем более 90 дней он обязан оформить временную регистрацию.

Таким образом, это умышленное деяние в форме бездействия – отказ от регистрации. Но обратите внимание – именно в жилом помещении (Жилищный кодекс РФ). Проживание в нежилом помещении без регистрации не образует состав правонарушения. С 2019 г.

в ряде случаев такая ответственность применима, когда не оформлена прописка на даче.

Субъект правонарушения – гражданин РФ, достигший 16 лет (проживающий без регистрации). Что касается собственников, то ими могут быть и иностранные граждане. Субъективная сторона – умысел, как прямой, так и косвенный. 

Дети до 16 лет не являются субъектами административной ответственности. Но такими являются их родители, поскольку именно они обязаны подать документы на регистрационный учет.

Основания освобождения от ответственности

Есть общие основания освобождения от административной ответственности. В этом случае они применяются тоже. А примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ установило еще и специальные основания:

  1. человек проживает без регистрации по месту пребывания, а это жилое помещение находится в том же субъекте Российской Федерации, где он зарегистрирован по месту жительства
  2. в случае выявления факта проживания без регистрации по месту пребывания в г. Москве, Московской области, а гражданин зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области
  3. гражданин проживает по месту пребывания в жилом помещении Санкт-Петербурга, Ленинградской области, при этом он зарегистрирован по месту жительства в Санкт-Петербурге или Ленинградской области
  4. человек находится по месту пребывания в Севастополе, в Республике Крым, при этом имеет регистрацию по месту жительства Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым
  5. если гражданин является супругом, ребенком (в том числе усыновленным), супругом детей, родителями (в том числе приемными), супругом родителя, бабушками, дедушками или внуками нанимателя  или собственника жилого помещения. При этом такой наниматель или собственник имеет регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении
  6. если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к незарегистрированному лицу супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Как видите, освобождены от ответственности исключительно лица, которое проживает по месту пребывания. И имеет регистрацию по месту жительства в РФ. 

За нарушение сроков подачи, составу документов для регистрации граждан ответственность устанавливает ст. 19.15.2 КоАП РФ. Про фиктивную регистрацию мы также разместили актуальную информацию.

Хотя считается, что регистрация по месту жительства, месту пребывания носит уведомительный характер, ответственность за проживание без регистрации – современные реалии.

Источник: https://iskiplus.ru/otvetstvennost-za-prozhivanie-bez-registracii/

Ст 19.15 КоАП РФ с ми и изменениями на 2020

Ст 19 15 1 коап рф

1.

Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Правовое регулирование

Обязанность регистрироваться по месту проживания определяется на основании Постановления Правительства №713. Раздел II определяет обязанность зарегистрироваться по месту своего пребывания и порядок, в котором эта процедура происходит (речь идёт о временной регистрации), а раздел III посвящается регистрации по месту жительства.

Ответственность за нарушение данного требования установлена в статье 19.15.1 КоАП РФ. Статья 19.15 определяет ответственность за проживание без документа, идентифицирующего личность. Нарушение правил, установленных законодателем наказывается на основании статья 19.15.2.

Что такое «место жительства»

Если гражданин имеет в собственности жилое помещение, в котором прописан и живёт постоянно, никаких трудностей не возникнет. Вопросы появляются к тем, кто не имеет постоянного места пребывания, меняет жильё или долгое время живёт в местах, не предназначенных для этого.

К месту жительства относятся только:

  • Помещения, оформленные как жилые постройки в кадастре: дом, квартира, комната;
  • Помещения, в которых возможна постоянная или временная регистрация.

Не относятся к местам проживания:

  • Строения в СНТ, не оформленные как жилые дома. Например, у человека в собственности есть дачный участок, зарегистрированный в кадастре, но на нём числятся только «постройки»: баня, дачный домик, сарай и т.д;
  • Строения, оформленные как небытовые постройки: склад, гараж, магазин, подсобное помещение и т.д;
  • Возведённые временные пристанища: палатки, вагончики, бараки;
  • Передвижные дома, фургоны, пригодные для временных ночёвок, но не пригодные для постоянного проживания.

Можно ли проживать в квартире без регистрации

С одной стороны, Конституция РФ устанавливает свободу передвижения. Так, статья 27 устанавливает, что каждый имеет право выбирать место жительство на территории России и свободно передвигаться. Однако, право выбора места жительства не противоречит обязанности уведомления органов о выборе.

Постановление Правительства №713 накладывает на граждан ряд обязательств:

  • если лицо проживает на территории, которая не является его место регистрации, оно обязано обратиться в регистрирующий орган, но только в том случае, когда срок пребывания составляет от 90 дней (пункт 9);
  • срок пребывания определяется по соглашению с лицом, которое предоставляет помещение (пункт 10);
  • регистрация по месту пребывания в медицинских и санаторных учреждениях, гостиницах, а также в местах лишения свободы, реализуется представителями организаций (пункт 14);
  • при регистрации по месту пребывания не нужно сниматься с учёта по месту жительства (пункт 15);
  • при изменении места жительства, лицо должно обратиться в регистрирующий орган в течение семи дней (пункт 16).

Фактически, закон позволяет проживание в квартире без изменения места регистрации или постановки на учёт по месту пребывания в срок, не больше 90 дней. Если планируется более длительное пребывание, то регистрация обязательна.

Факт проживания без регистрации

Каким образом обычно устанавливается факт проживания без регистрации? Контролировать соблюдение законодательства о регистрации в России должна миграционная служба. Обычно специалисты ведомства не предпринимают сами мер по розыску людей, которые не оформили прописку в установленные сроки.

А факт длительного проживания без соответствующей регистрации выясняется в тот момент, когда лицо подает заявление о постановке на учет.Ведь рано или поздно человеку придется обратиться за постановкой штампа в паспорте о регистрации.

Иначе ему будет закрыт доступ к образовательным, медицинским, страховым услугам. Он не сможет трудоустроиться или оформить положенные субсидии или пособия.Как определяются указанные сроки? Допустим, человек продал квартиру.

7 дней начинают отсчитываться не с момента заключения договора купли-продажи, а после переезда в новую квартиру и вступления в права собственности. На период, предшествующий покупке, можно оформить временную регистрацию у родственников.

В качестве документального подтверждения того, что сроки регистрации не были нарушены может выступать свидетельство о вступлении в права собственности; договор купли-продажи

недвижимости

; билеты на поезд или самолет, подтверждающие дату прибытия в регион.

Санкция за отсутствие регистрации

При определении наказания нужно определить, какой штраф за проживание без регистрации гражданину РФ и какой штраф за проживание без регистрации иностранных граждан. Ответственность каждой категории лиц носит может отличаться.

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/zhilishche/prozhivanie-bez-registracii-koap.html

Статья 19.15

Ст 19 15 1 коап рф
Комментарий к статье Судебная практика

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), –

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, –

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

1. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” гражданами РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с указанным Федеральным законом.

Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 1999 г. N 1091), паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

Исчерпывающий перечень сведений, записей и отметок, подлежащих внесению в паспорт, определен п. 4, 5 указанного Положения, а также п.

4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (в ред. Приказа МВД России от 4 апреля 2002 г. N 320).

В частности, соответствующими органами регистрационного учета в паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.

Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г.

N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт гражданина РФ; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Статус документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в указанных случаях определен ст. 8 – 13 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

2. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

– государственных и муниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления;

– жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;

– жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

– гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

– организаций иных организационно-правовых форм.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах – органы местного самоуправления.

3.

Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. В случае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органы регистрационного учета обязаны в трехдневный срок со дня получения документов письменно уведомить их о причинах отказа.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

4. При регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231), следует принимать во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому п. 10, 12 и 21 указанных Правил признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 27 (ч. 1) и ст. 55 (ч.

3), что является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения.

Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ.

5. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве и Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г.

N 241-28, местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.

Под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.

), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства, порядок осуществления регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в г. Москве и Московской области определен соответственно разд. 2, 3 указанных Правил.

6. Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные указанным Положением, является недействительным.

Недействительным является также паспорт, подлежащий замене, но своевременно не замененный его владельцем. Исчерпывающий перечень оснований замены паспорта определен п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.

Источник: https://koap-kod.ru/razdel-ii/glava-19/statya-19-15.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.