Содержание соглашения

Трудовое право

Содержание соглашения

В соответствии со ст. 46 ТК РФ содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В ст. 45, 46 ТК РФ дан примерный перечень вопросов, по которым стороны соглашений могут включать взаимные обязательства в содержание соглашений.

К их числу отнесены:

  1. оплата труда
  2. условия и охрана труда
  3. режимы труда и отдыха
  4. развитие социального партнерства

Данный перечень не является исчерпывающим. В содержании названных статей прямо указано на то, что предметом соглашений могут стать взаимные обязательства сторон соглашений и по иным вопросам.

Как уже отмечалось, предметом регулирования соглашениями могут стать не только социально-трудовые, но и экономические отношения, которые непосредственно связаны с реализацией содержащихся в соглашениях льгот.

В ч. 2 ст. 9 ТК РФ закреплено правило о том, что соглашения не могут иметь в своем содержании условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в соглашения они не должны применяться.

Из ст. 45, 46 ТК РФ следует, что содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон. Такие права и обязанности также имеют корреспондирующий характер. Праву работников на предоставление дополнительных в сравнении с действующим законодательством льгот корреспондируют обязанности работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по их реализации.

В соответствии с ч. 2 ст.

9 ТК РФ включение в соглашения условий, улучшающих права работников по сравнению с трудовым законодательством, с корреспондирующими им обязанностями сторон соглашений по их реализации допускается.

Возложение на работников дополнительных в сравнении с трудовым законодательством обязанностей без предоставления соответствующих льгот и компенсаций в ч. 2 ст. 9 ТК РФ запрещено.

В связи с этим возложение на работников дополнительных по сравнению с трудовым законодательством обязанностей на уровне соглашений влечет не только возникновение у другой стороны соглашений права требовать исполнения данных обязанностей.

В соглашении должны быть предусмотрены соответствующие возложенным на работников обязанностям дополнительные в сравнении с трудовым законодательством компенсации.

Правом давать оценку, насколько такие компенсации соответствуют возложенным на работников дополнительным обязанностям, наделены работники, их представители, на которых распространяются положения соглашений, а также органы государственной власти, в которые поступили обращения от лиц, выступающих стороной в соглашении, а также работников, к которым применено положение соглашения.

Следовательно, возложенным на работников соглашением обязанностям должны соответствовать имеющиеся в нем компенсации. В силу чего у работников возникает право на компенсации, соответствующие возложенным на них соглашениями обязанностям, с корреспондирующей ему обязанностью другой стороны соглашения предоставить данные компенсации.

После предоставления таких компенсаций стороной у нее возникает право требовать исполнения возложенных на работников дополнительных обязанностей, которые обеспечены соответствующими им компенсациями. Однако работник может отказаться от получения соответствующих компенсаций.

В этом случае на него не могут быть возложены дополнительные в сравнении с трудовым законодательством обязанности. Предоставление работникам дополнительных компенсаций за возложенные на них соглашениями обязанности не позволяет сделать вывод о явном умалении прав работников, предусмотренных трудовым законодательством.

Соразмерность дополнительных обязанностей и предоставленных в связи с их возложением компенсаций оценивается непосредственными участниками соглашений, лицами, к которым применены положения соглашений о компенсациях и соответствующих им обязанностях, а также государственными органами, получившими обращения от перечисленных лиц. В свою очередь возложение дополнительных обязанностей на работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления не противоречит трудовому законодательству.

Возложение таких обязанностей влечет возникновение у работников прав на дополнительные по сравнению с трудовым законодательством льготы и компенсации.

Если дополнительные льготы работникам, предусмотренные коллективным договором, финансируются за счет средств работодателя, то в соглашениях могут появиться условия, которые требуют дополнительного бюджетного финансирования. В соответствии с ч. 6 ст.

35 ТК РФ соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии полномочных представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В ч. 2 ст. 47 ТК РФ сказано о том, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения.

Однако отсутствие в законе о бюджете указания на финансирование условий соглашения не освобождает органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, являющиеся стороной соглашения, от обязанности выполнить возложенные на них обязанности по финансированию. В данном случае также применяется закрепленный в ст. 24 ГК РФ принцип обязательности исполнения условий соглашений. Односторонний отказ от исполнения условий соглашений не допускается.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо с даты, установленной соглашением. С этого же времени возникают взаимные права и обязанности сторон соглашения.

Стороны соглашения определяют порядок его опубликования. Очевидно, работодатели, работники, их представители могут приступить к выполнению условий соглашения только после ознакомления с ним. В связи с чем датой вступления соглашения в силу стороны могут указать и день его опубликования.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. В соответствии с ч. 2 ст. 48 ТК РФ стороны могут продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Однако следует иметь в виду, что истечение срока действия соглашения не освобождает от обязанности выполнить условия соглашения, которые не были реализованы в течение срока его действия. Соглашение является не только правовым актом, но и договором о труде.

В связи с чем истечение срока действия соглашения позволяет требовать исполнения содержащихся в нем условий.

В данном случае действует общее правило о том, что обязательства по договору погашаются не истечением срока его действия, а исполнением.

В связи с чем условия соглашений, которые не были реализованы в течение срока их действия, должны быть исполнены и после окончания срока действия соглашения.

В одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательств по соглашению и по истечении срока его действия нельзя.

Отказ от выполнения условий соглашения может быть признан законным в том случае, если он стал результатом волеизъявления полномочных представителей его сторон. В связи с этим решение об отказе от выполнения условий соглашений может быть принято комиссией, имеющей полномочия по заключению соглашения соответствующего вида и уровня.

В соответствии со ст. 46 ТК РФ структуру соглашений определяют стороны, которые свободны в выборе условий, включаемых в содержание соглашений.

Соглашение, например, может состоять из разделов об обязанностях работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, о корреспондирующих этим обязанностям правах работников, о дополнительных по сравнению с законодательством льготах и компенсациях работникам, о возложенных на работников дополнительных обязанностях соответствующих предоставленным им компенсациям.

Структура соглашения должна обеспечивать удобства при его применении. Поскольку в применении соглашений принимают участие работодатели, работники, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их полномочные представители, выступающие в качестве стороны при заключении соглашения, их представители определяют его структуру.

Если условия соглашения могут быть проверены полномочными органами на предмет определения их законности и обоснованности, то определение структуры соглашений относится к исключительной компетенции комиссии, имеющей в своем составе представителей работодателей, работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления, полномочных заключать соглашения.

Источник: https://isfic.info/trudpr/trupra90.htm

соглашений. Порядок заключения, изменения соглашений и контроль за их выполнением

Содержание соглашения

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: – генеральное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне; – межрегиональное –на уровне двух и более субъектов РФ; – региональное –на уровне субъекта РФ;

– отраслевое (межотраслевое) – устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

– территориальное – на территории соответствующего муниципального образования;

соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. При этом ТК РФ (ст.

45) дает сторонам краткие рекомендации по содержанию соглашений.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: – оплата труда; – условия и охрана труда; – режим труда и отдыха; – развитие социального партнерства;

– иные вопросы, определенные сторонами.

Комиссия имеет право уведомить работодателей, не яв-ся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашений, о начале коллективных переговоров.

Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Соглашение подписывается представителями сторон. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Дополнительные отпуска и порядок их предоставления.

Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск зависит от условий труда (ст. 117 ТК), характера работы (ст. 118 ТК), ненормированного рабочего дня (ст. 119 ТК), природно-климатической зоны (ст.

321 ТК) и других особенностей трудовой деятельности.

Дополнительные отпуска предназначены для компенсации воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников и привлечения рабочей силы в определенные отрасли хозяйства.

§ Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется, если продолжительность работы в соответствующих условиях труда составляет не менее половины рабочего дня.

К таким условиям труда относятся:

· подземные горные работы и открытые горные работы в разрезах и карьерах;

· работы в зонах радиоактивного заражения;

· работы, связанные с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

§ Дополнительный отпуск 14 календарных дней предоставляется лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

§ Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер труда имеют работники, занятые в отдельных отраслях хозяйства и на государственной службе, за продолжительный стаж работы.

§ С учетом стажа работы в определенных должностях правом на дополнительный отпуск пользуются работники: прокуратуры (Закон РФ от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” (в ред. от 30 июня 2003 г.)); Счетной палаты (Федеральный закон от 11 января 1995 г. “О Счетной палате Российской Федерации”) и др.

§ Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем установлен в качестве компенсации за нагрузку на работе и за выполнение трудовых обязанностей в отдельные периоды за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

При предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда стаж, дающий право на отпуск, определяется только с учетом фактически отработанного времени. При определении права на этот вид дополнительного отпуска в стаж работы засчитываются также:

· период временной нетрудоспособности;

· время отпуска по беременности и родам, время перевода на другую работу в связи с беременностью, кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года;

· время выполнения государственных и общественных обязанностей.

Основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, как правило, используются одновременно, даже если это происходит авансом.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 818;

Источник: https://studopedia.net/5_70564_soderzhanie-soglasheniy-poryadok-zaklyucheniya-izmeneniya-soglasheniy-i-kontrol-za-ih-vipolneniem.html

Статья 46 ТК РФ. и структура соглашения

Содержание соглашения

и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

гарантии, компенсации и льготы работникам;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

дополнительное пенсионное страхование;

другие вопросы, определенные сторонами.

См. все связанные документы >>>

1. Определение содержания соглашения и его структуры – прерогатива представителей работников и работодателей. Они в соответствии с положениями Конвенции МОТ N 98 (см. коммент. к ст. 37) свободно выбирают вопросы для обсуждения. Однако свобода выбора вопросов для обсуждения и включения в соглашения небезгранична.

Во-первых, она ограничивается кругом общественных отношений, которые регулируются трудовым законодательством, и общественных отношений, выходящих за пределы предмета трудового права, но связанных с социальным обслуживанием работников в широком смысле слова.

Соглашения достаточно часто содержат дополнительные льготы и преимущества для работников в сфере социального страхования, пенсионного обеспечения, предоставления жилья, создания условий для оздоровления, занятия спортом, художественной самодеятельностью и т.п.

Во-вторых, при определении содержания соглашения необходимо учитывать общие правила соотношения различных источников трудового права. Согласно ст. 9 ТК соглашения не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, предусмотренный трудовым законодательством.

В-третьих, ограничителем выступает компетенция работодателя по установлению условий труда.

Например, ряд вопросов в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Кодексом решается на федеральном уровне органами государственной власти путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, т.е. не подлежит договорному регулированию.

К нему относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; установление единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др. (ст. 37 Конституции РФ, ст. 6 ТК).

2. Свобода сторон ограничена и специальным указанием законодателя на обязательность определения срока действия соглашения и порядка осуществления контроля за его выполнением.

Такое указание направлено на определенность правового положения как социальных партнеров, заключивших соглашение, так и работников, на которых распространяется его действие.

Кроме того, законодатель подчеркивает не только необходимость осуществления контроля как такового, но и установление порядка проведения контрольных мероприятий.

3. Часть 2 комментируемой статьи приводит примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в соглашении.

Традиционно в отраслевые соглашения, которые являются наиболее распространенными, включаются положения: о создании условий для устойчивого развития отрасли (обязательства в области производственных и экономических отношений); об обеспечении занятости; об оплате труда; об охране труда и здоровья; о социальных льготах, гарантиях и компенсациях; о гарантиях профсоюзной деятельности и социального партнерства; о контроле за выполнением соглашения и ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

4. Важно отметить, что с недавних пор законодатель рекомендует обращать внимание на вопросы подготовки и дополнительного профессионального образования работников и дополнительное пенсионное страхование.

Источник: https://RuLaws.ru/tk/CHAST-VTORAYA/Razdel-II/Glava-7/Statya-46/

и структура соглашения

Содержание соглашения
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » и структура соглашения

и понятие каждого соглашения определяется после договоренности сторон работодателей и сотрудников, которые имеют полную свободу в процессе выбора структуры.

Соглашения в трудовой сфере являются элементами трудовых коллективных договоров, которые регламентируют отдельные области рабочей деятельности или же свидетельствуют о факте внесения каких-либо изменений в составленный ранее трудовой договор.

Трудовым законодательством устанавливается определенное понятие и содержание всех трудовых соглашений, а также структура подобных документов.

Однако каждое соглашение имеет свою уникальную структуру, понятие и содержание, которые определяются исключительно в процессе ведения переговоров.

Понятие содержания соглашений

соглашений основывается на самом понятии соглашения, которое является определенным правовым актом трудовой сферы. Он призван регулировать трудовые, социальные отношения сторон: между работодателем и сотрудником, а также устанавливать основные принципы и понятие дополнительного регулирования всех смежных отношений.

Данные отношения имеют экономическую природу и возникают между уполномоченными представителями сторон работника и работодателя на различных структурных уровнях:

  • федеральном;
  • межрегиональном;
  • региональном;
  • территориальном.

и понятие каждого соглашения определяется после договоренности сторон работодателей и сотрудников, которые имеют полную свободу в процессе выбора структуры. Трудовое законодательство дает рекомендации по поводу того, что структура и понятие коллективного соглашения должна включать в себя взаимные обязательства сторон в отношении основных вопросов трудовой сферы:

  • условия рабочих мест и обеспечение охраны труда;
  • стимуляция социального партнерства сторон;
  • достойная оплата труда;
  • режим труда и отдыха сотрудников;
  • любые другие вопросы, которые были определены сторонами.

соглашений в трудовом праве

соглашений в трудовой сфере – это основное задание для законных представителей стороны работников и работодателей.

В соответствии с трудовым законодательством данные лица имеют возможность свободно выбирать любые вопросы для обсуждения и дальнейшего включения в содержание, понятие и структуру коллективных соглашений, однако данное поле выбора сторон отличается наличием определенных ограничений для структуры коллективного договора.

Свобода выбора структуры соглашения или договора в трудовом праве ограничивается сферой общественных отношений, которые могут регулироваться исключительно трудовым законодательством. К данной сфере также относятся понятие и отношения, которые могут выходить далеко за пределы области трудового права, но они могут быть связаны с дополнительным социальным обслуживанием сотрудников.

Поэтому большинство коллективных соглашений включают определенные льготы и социальные выгоды для сотрудников предприятий в отношении обеспечения социального страхования, пенсионного обеспечения, выдачи жилплощади, обеспечении условий для восстановления и улучшения здоровья, стимуляции занятий спортом, художественной самодеятельностью.

В процессе определения содержания коллективных соглашений в обязательном порядке учитываются все общие правила, которые регламентируют соотношение всевозможных источников трудового законодательства.

Поэтому соглашения и договора не могут включать в себя любые условия, которые могут в какой-либо степени способствовать снижению гарантий, прав и интересов сотрудников, устанавливаемых трудовым законодательством. 

Важным элементом содержания любого коллективного соглашения и договора является понятие компетенции работодателей в вопросах разработки и установления достойных условий труда для своих сотрудников.

В таких случаях применяется не общая законодательная база, а вопросы решаются исходя из нормативной базы муниципального масштаба, которая включает нормативные акты и законы, принятые органами государственной или местной власти.

К данной сфере относятся все вопросы, которые не подлежат урегулированию на договорном уровне: порядок разрешения конфликтов, споров, единая процедура заключения и расторжения трудовых договоров, единая процедура по организации расследований, один порядок несения материальной ответственности и др.  

Структура содержания соглашения

Структура соглашения в трудовом праве не имеет четкого строения, так как устанавливается в индивидуальном порядке при условии обоюдного согласия стороны работодателя и работника. Однако основные параметры структуры коллективного соглашения предусматриваются действующими законодательными актами.

В большинстве случаев структура коллективного соглашения в трудовом праве включает в себя следующие положения, которые касаются наиболее важных аспектов трудовых отношений, как для работодателя, так и для работника:

  • всяческое создание таких рабочих условий, которые бы полностью способствовали развитию отрасли производственных и экономических направлений деятельности;
  • обеспечение занятости, рабочих мест и заданий для всех сотрудников предприятий;
  • обязательная своевременная, полная и достойная оплата труда;
  • максимальная охрана труда и здоровья заключается в создании работодателем таких рабочих условий, которые бы позволяли сотрудникам полностью реализовать свой профессиональный потенциал, не нанося при этом никакого ущерба собственному здоровью и жизни; 
  • обязательная выплата денежных компенсаций, предоставление социальных льгот и всяческих гарантий, которые особо важны на промышленных производствах и рабочих местах с повышенным уровнем опасности;
  • предоставление гарантий со стороны профсоюзных органов, вмешательство профсоюзов, а также социальное партнерство;
  • обязательный и тщательный контроль со стороны уполномоченных государственных органов за выполнением всех условий заключенного соглашения;
  • несение ответственности сторонами работодателя и работника при невыполнении условий соглашения.

Учитывая опыт заключения коллективных трудовых соглашений, важные законодательные акты в трудовой сфере акцентируют внимание на необходимости тщательного изучения вопросов подготовки профсоюзных работников, а также обеспечении прохождения профессионального образования, повышения квалификационного уровня и предоставлении дополнительного пенсионного страхования как элемента социальных гарантий.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/soderzhanie-i-struktura-soglasheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.