Протокол о административном правонарушении

Содержание

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении

Протокол о административном правонарушении

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет.

Например,  многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказаниеми вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрееи дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием.

Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, ужеиная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания.

Крометого, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения кадминистративной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — отдорожного движения до отдыха и рыбалки.

В этой связи каждому полезно знать базовыеправила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляетдолжностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорногооргана), после выявления (обнаружения) административного правонарушения.

Смомента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинаетсясобственно производство по делу об административном правонарушении.

Здесь важнопонимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событиеправонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.

Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей илииным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения ипринимается документ — постановление по делу об административном правонарушении(в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказаниеили прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу— там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте,дома и т.п.  — в зависимости от существанарушения).

Однако нередки  и ситуации,когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составленияпротокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют попочте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола(это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, врамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях —например,  вы не подали декларацию).Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявленияадминистративного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практикеслучается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вамответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколькоисключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать делаоб административных правонарушениях, составляет документ, который называется непротокол, а постановление.

Но иное тут только название, суть (назначение)документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название —«постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его,виновным вас не признает, наказание не назначает.

Все нижеследующие правилаповедения верны и для случаев составления постановления прокурором.

—  в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования.

Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.

27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствуетв принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Этовозможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрениедела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо,привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно снаказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявленияправонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированныхс применением работающих в автоматическом режиме специальных техническихсредств

Протокол, согласно КоАП, является доказательствомпо делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоватьсяпротив вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенныедолжностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием дляпрекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже еслиадминистративное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того,что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, вомногом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важнознать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь вситуации составления в отношении вас протокола об административномправонарушении.

1.  Неимеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться повызову для его составления (если протокол составляется не сразу).Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАПесть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете исебе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснитьваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе.Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите,потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне неразъяснили».

Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а несразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполненазаранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовитсязаранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально.

В этом случае«до составления» — означает, что это первое, что делает должностноелицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составлениепротокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вамипротокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменныхобъяснений.  Именно в такойпоследовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится спротоколом и что-то в нем пишет.

Если вам передают протокол для ознакомления иподписания, то  прочитав его, задайтевопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения)составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет— смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов свашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z.

  Это нужно для того, чтобы после вашегоознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (онивозможны при составлении протокола «на месте») и проверьтеправильность их данных в протоколе .

Если указаны свидетели — аналогично припротоколировании «на месте».

Если у вас есть свидетели, которые могутподтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны —просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе«замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания посодержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам неразъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить всеиные недостатки протокола.

Он должен содержать указание на место егосоставления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статьюзакона, предусматривающую административную ответственность за данноеадминистративное правонарушение.

 Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильноеместо, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо ит.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит высогласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью другихдостоверных доказательств.

  Такжеотметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений.   Если замечаний у вас нет или осталосьсвободное место — ставьте Z.

6.  Неторопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или непризнании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и настадии рассмотрения дела по существу.

Чтобы вам ни говорил сотрудник,составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаюили нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Датьобъяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы неуверены, совершили вы нарушение или нет.

Приемлемый вариант — в графе пояснениянаписать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужнаюридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела,необходима помощь защитника».  Этоправильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любомслучае стрессовая ситуация.

Вы должны помнить, что протокол — доказательство, ичем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потомскорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е егопомощи — лучшим образом отстоять ваши интересы.

Потом, в спокойной обстановке,вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовойпомощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протоколаосталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если онсоставляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, которыйзаполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужныеотметки в протокол — просто забираете второй экземпляр.

Если протоколсоставляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземплярапротокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у васзаберут в целях его направления для рассмотрения по существу.

Если заполнениепроисходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать всвоем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола.

Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, таккак, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как вточности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной органадминистративной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое кадминистративной ответственности, вправе пользоваться юридической помощьюзащитника (адвоката или иного лица по доверенности).  Такая помощь может оказываться не только прирассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола.

По нашемуопыту явка для составления протокола об административном правонарушении садвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явкас адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — вдальнейшем обжаловать постановление по делу.

В случае проигрыша дела расходы наадвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляетсоответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.

© Лилия Мищук

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

Источник: https://kaliningradadvocate.ru/2020/01/15/protocol/

Статья 28.2 КОАП. Протокол об административном правонарушении

Протокол о административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

  • 1.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ.Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Проверка размера наложенного на общество административного …
  • 2.Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)…по незаконному постановлению, удовлетворению не подлежит, поскольку в случае отмены постановления об административном правонарушении предусмотрен административный порядок возврата штрафа.На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 2.2, 4.1, 4.5, 17.14, 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2 , 29.6-29.7, 29.10 …
  • 3.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ.Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Проверка размера наложенного на общество административного …
  • 4.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным …
  • 5.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным …
  • 6.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным …
  • 7.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным …
  • 8.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ.Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Проверка размера наложенного на общество административного …
  • 9.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ.Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Проверка размера наложенного на общество административного …
  • 10.Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)…установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2 , 28.5 КоАП РФ.Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.Проверка размера наложенного на общество административного …

Источник: https://sudact.ru/law/koap/razdel-iv/glava-28/statia-28.2/

Что такое протокол об административном правонарушении?

Протокол о административном правонарушении

В случае совершения действия или бездействия, которое запрещено административным кодексом РФ (КоАП), на нарушителя составляют протокол. В таком документе фиксируется только факт правонарушения, мера наказания не указывается. Кто наделен полномочиями оформлять такую бумагу, какая информация в ней прописывается и другие моменты рассмотрим в этой статье.

На основании протокола о правонарушении выносится постановление о наложении административного наказания. Этот документ можно оспорить. Но в случае, когда у человека нет юридического образования и опыта в административных делах, сделать ему это крайне сложно. Чтобы восстановить справедливость, советуем обратиться за помощью к профессионалу.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 96 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

В повседневной жизни гражданин чаще всего встречается с протоколами о правонарушении, которые оформляют сотрудники дорожной полиции. Это происходит в случае нарушения правил ГИБДД: превышения скорости, езды на красный свет светофора и т.д.

Что указывается в протоколе об административном правонарушении?

Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:

  • дату;
  • место составления;
  • фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
  • информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
  • сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
  • статью закона, которая была нарушена;
  • информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
  • краткие пояснения виновного лица.

Во время оформления протокола о правонарушении важно следить за тем, что именно пишет должностное лицо. По ходу составления документа вы вправе заявлять свои возражения, если уверены, что процедура нарушена.

После оформления протокола об административном правонарушении сотрудник государственной службы должен объяснить нарушителю и пострадавшей стороне (если она есть) их права и обязанности.

В документе делается отметка об этом. После чего виновник должен ознакомиться с протоколом о правонарушении.

Если он с чем-то не согласен, это необходимо отразить в документе, а уже после того подписывать бумагу.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении оформляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Если нужно установить дополнительную информацию по делу или о виновнике, то составление документа можно отсрочить максимум на 2 дня.

В случае, когда для определения фактов или виновного лица требуется расследование административного правонарушения, документ оформляется после этого процесса. На это тоже отведен определенный срок — не более одного месяца.

Например, граждане попали в ДТП (дорожно-транспортное происшествие), однако явно не понятно, кто является виновником аварии и из-за чего она произошла. Для установления таких фактов требуется экспертиза.

Соответственно, сотрудник ГИБДД выносит постановление о расследовании правонарушения, и приостанавливает оформление протокола на один месяц.

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю.

Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину.

Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Источники:

КоАП РФ Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

КоАП РФ Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Составление протокола об административном правонарушении по нормам статьи 28.2 КоАП РФ: образец документа

Протокол о административном правонарушении

Когда лицо совершило административный проступок, уполномоченные лица обязаны составить протокол, который содержит детальную характеристику совершенного противоправного деяния. КоАП содержит требования протокола и базовые условия его составления.

и структура протокола об административном правонарушении

Порядок составления протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП РФ.

Этот важнейший документ для привлечения лица к административной ответственности составляется немедленно после совершения противоправного деяния, но он также может быть составлен в течение 2 суток после него, если требуется дополнительно прояснить обстоятельства происшедшего. Если было вынесено определение о возбуждении административного дела, то протокол составляется по окончании расследования.

Расследование имеет смысл в том случае, если информацию можно получить только экспертным путем или после проведения определенных процессуальных действий, которые занимают определенное время. Такое расследование не может длиться более месяца. В исключительных обстоятельствах этот срок допускается продлить, но не более чем на 6 месяцев.

Основания для составления протокола об административном правонарушении:

  • выявление административного правонарушения;
  • оспаривание правонарушителем административного наказания;
  • выявление правонарушения, совершенного несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет).

Протокол об административном правонарушении приобщается к постановлению, которое может быть обжаловано в порядке, прописанном в 30 Главе КоАП.

Протокол об административном правонарушении должен содержать такие сведения:

  1. Дата и место его составления.
  2. Должность составителя, его звание, ФИО сотрудника.
  3. Сведения о лице, совершившем противоправное деяние.
  4. Сведения о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются): ФИО, адреса проживания, телефоны.
  5. Место и время совершения деяния, которое противоречит законодательству.
  6. Описание совершенного правонарушения со ссылкой на КоАП, пункты правил дорожного движения, иные правила, нарушение которых имело место.
  7. Иные важные для разрешения дела сведения.

Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ указывает на то, что перечисленные здесь сведения являются обязательными. Их отсутствие делает протокол недействительным.

При участии понятых в производстве об административном правонарушении запись об этом делается в протоколе. Здесь прописываются их ФИО, адрес проживания, телефон и паспортные данные (или сведения об ином документе, удостоверяющем личность).

Понятым может являться любое совершеннолетнее лицо, которое не входит в перечень заинтересованных лиц. Число понятых не должно быть менее двух, замечания каждого из них заносятся в протокол. Если были применены спецсредства, то их показания отражаются в документе с указанием наименования техсредства и его номера.

Порядок составления протокола

Перед тем как составить протокол об административном правонарушении, лицу, в отношении которого возбуждено дело и другим участникам процесса должны быть разъяснены их конституционные права и обязанности. Отметка об этом заносится в протокол.

Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола.

Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.

Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Письменные ходатайства участников дел об административном правонарушении приобщаются к делу и рассматриваются сотрудниками с учетом их компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде письменного определения.

Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении. Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.

Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным. В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.

https://www.youtube.com/watch?v=oO3–txks0c\u0026list=RDoO3–txks0c\u0026start_radio=1

В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.

В случае необходимости внесения в протокол изменений согласно ст. 28.2 ч.2 КоАП они в обязательном порядке подлежат заверению подписью должностного лица и нарушителя, которые подтверждают факт ознакомления с правками.

Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.

Образец документа: форму протокола об административном правонарушении можно скачать по следующей ссылке.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол.

Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения. В такой ситуации, согласно ст. 28.

6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю. Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.

Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.

Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт нарушения закона, и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования указанного документа прописаны в 28.2 ст. КоАП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/protokol.html

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Протокол о административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

https://www.youtube.com/watch?v=8Yv3mCiOwUY\u0026list=RDoO3–txks0c\u0026start_radio=1

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании.

Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Обратите внимание!Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Обратите внимание!Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты.

Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами.

Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravoved/kogda-sostavliaetsia-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-5be91b8d0b9cad00aa109989

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.