Признаки исполнительного производства

Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения

Признаки исполнительного производства

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником.

Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение.

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. – М.: ООО “ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ”, 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству.

А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала.

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”.

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудитель­ном исполнении судебных актов и актов других органов.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Важно отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует по­рядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Цели исполнительного производства:

  • защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
  • обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

О добровольном исполнении

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ispolnitelnoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Понятие исполнительного производства и его задачи: Судебными актами, а также актами других органов и должностных лиц на

Признаки исполнительного производства

Судебными актами, а также актами других органов и должностных лиц на основании федерального закона могут возлагаться на физических лиц (граждан), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ст. 1 Закона об исполнительном производстве).

Вступившие в законную силу судебные акты, а также акты других органов и должностных лиц подлежат неуклонному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 392 УПК РФ, ст. 31.2 КоАП РФ).

В том случае, если должник уклоняется от исполнения возложенной на него обязанности, то взыскатель вправе потребовать от органов государственной власти применить к должнику меры принудительного исполнения в целях реализации предписаний соответствующего акта. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство можно рассматривать с различных позиций как: определенный вид деятельности; отрасль российского права; науку и учебную дисциплину.

Исполнительное производство как определенный вид деятельности — это урегулированная законом деятельность Федеральной службой судебных приставов и ее территориальных органов по принудительному исполнению предписаний судебных актов, актов других органов и должностных лиц по передаче гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, совершения в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В этой деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, могут принимать участие государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, должностные лица и граждане.

Из этого определения можно выделить следующие существенные признаки исполнительного производства (см. схему 1).

1) определенный вид государственной деятельности, урегулированный нормативными правовыми актами. В процессе этой деятельности не разрешается спор о праве, а осуществляется правоприменение, в ходе которого реализуются требования соответствующего судебного акта и актов иных юрисдикционных органов;

2) деятельность имеет принудительный характер, то есть она совершается вне зависимости от воли и желания должника. В процессе этой деятельности могут использоваться различные меры принудительного исполнения.

В частности, к таким мерам Федеральный закон «Об исполнительном производстве» относит обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, принудительное выселение должника из жилого помещения (ст. 68);

3) осуществляется только уполномоченными на то органами исполнительной власти. В настоящее время к органам принудительного исполнения относятся Федеральная служба судебных приставов[1] и ее территориальные органы[2], а непосредственное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляют судебные приставы-исполнители;

4) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 7). Однако эти лица не относятся к органам принудительного исполнения и не обладают их полномочиями (см. подробнее Главу 2);

5) в рамках исполнительного производства исполняются:

• судебные акты (определения, решения, постановления судов общей юрисдикции, включая мировых судей, выносимые при рассмотрении гражданских, семейных, трудовых и других дел);

• приговоры в части имущественных взысканий; судебные акты арбитражных судов; решения третейских судов;

• решения международных коммерческих арбитражей;

• решения иностранных судов;

• акты несудебных органов (постановления органов и должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях, удостоверения комиссий по трудовым спорам, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и др.).

Основные задачи исполнительного производства — правильно и своевременно исполнять судебные акты, акты других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Под правильным исполнением понимается реализация предписаний соответствующего акта в строгом соответствии с законодательством об исполнительном производстве, с соблюдением прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Своевременность исполнения означает, что исполнительные действия и меры принудительного исполнения, направленные на реализацию предписаний судебных и иных юрисдикционных актов, должны осуществляться в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Цель исполнительного производства — защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, то есть обеспечение фундаментального права на судебную защиту. Право на судебную защиту, как это следует из ст.

6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, реализуется лишь после правильного и своевременного исполнения судебного акта, а не только вступления его в законную силу.

Деятельность по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется исполнительным правом.

Вопрос о месте исполнительного права в системе российского права носит дискуссионный характер. Одни ученые рассматривают исполнительное производство как стадию гражданского процесса, вследствие чего исполнительное право понимается как институт гражданского процессуального права[3].

Однако имеется и другая точка зрения, которая на современном этапе развития российского законодательства, представляется более обоснованной.

Согласно этому мнению, производство по исполнению судебных актов и актов иных юрисдикционных органов — это не стадия гражданского процесса, а самостоятельная отрасль права, которая имеет свой обособленный предмет и особый метод правового регулирования, собственные принципы и общие положения.[4]

Исполнительное право — система социально обусловленных норм, регулирующих порядок деятельности органов принудительного исполнения и иных участников исполнительного процесса по принудительной реализации предписаний судебных актов, актов иных органов и должностных лиц и возникающие при этом правоотношения.

Исполнительное производство как наука представляет отрасль юридической науки, которая изучает законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, практику его применения, общественные отношения, возникающие в связи с принудительным исполнением юрисдикционных актов, историю развития законодательства об исполнительном производстве в России и в зарубежных странах.

Схема 1. Признаки исполнительного производства

Учебная дисциплина «Исполнительное производство» призвана дать студентам знания как общих, основных положений исполнительного производства (понятие исполнительного производства, его задачи и принципы, источники исполнительного производства, субъекты исполнительного производства, понятие и виды исполнительных документов, общие правила совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения), так и специальных положений, включающих порядок возбуждений исполнительного производства, совершения различных мер принудительного исполнения, обеспечение защиты прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий, привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

1.2.

Источник: https://sci-lib.biz/proizvodstvo-rossii-ispolnitelnoe/ponyatie-ispolnitelnogo-proizvodstva-ego-52286.html

Что такое исполнительное производство ФССП

Признаки исполнительного производства

Как следует из определения, исполнительное производство заключается в принудительном исполнении судебных и иных актов.

В перечень требований, которые будут исполняться в ходе производства, входит выплата задолженности, передача имущества, совершение определенных действий, розыск ребенка.

Основным нормативным актом для возбуждения и ведения производства является Федеральный закон № 229-ФЗ.

Суть исполнительного производства

Процесс взыскания долга или удовлетворения других требований завершается выдачей исполнительных документов.

К ним относятся приказы, постановления суда и исполнительные листы, нотариальные соглашения, решения комиссий по трудовым спорам, ряд иных документов.

Хотя должник обязан добровольно выполнить предписания суда или иного органа, такие случаи встречаются достаточно редко. Чтобы обеспечить принудительное исполнение законодатель предусмотрел специальную процедуру – исполнительное производство.

Суть исполнительного производства заключается в совершении процессуальных и фактических действий, направленных на исполнение требований взыскателя. Если говорить проще, в ходе производства будут предприняты меры воздействия на должника, чтобы он рассчитался по обязательствам. Предметом исполнительного производства может быть:

  • удержание периодических платежей (например, алиментов на ребенка);
  • взыскание задолженности по договорам, услугам ЖКХ, кредитам, в возмещение ущерба;
  • изъятие и передача взыскателю определенных вещей или предметов;
  • переоформление имущественных прав с должника на взыскателя;
  • понуждение должника к совершению определенных действий (например, для восстановления взыскателя на работе);
  • выселение, принудительное освобождение помещения;
  • отобрание и передача ребенка, который незаконно находился у должника.

Специальным требованием, которое может исполняться в ходе производства, является обеспечение иска. Такую временную меру вправе ввести суд, чтобы гарантировать истцу надлежащее исполнение после удовлетворения его требований. 

Исполнительное производство является официальной процедурой, со строго определенными правами, обязанностями и полномочиями взыскателя, должника, других лиц. Поэтому все стадии процедуры детально описаны в нормативных актах, должны соблюдаться специалистами ФССП. 

Нормативная база для ведения исполнительного производства

Как указывалось выше, базовым нормативным актом для возбуждения, ведения и закрытия исполнительного производства является Федеральный закон № 229-ФЗ. Он определяет:

  • перечень полномочий пристава, список возможных исполнительных действий и процессуальных документов;
  • порядок взаимодействия взыскателя, пристава, должника и других лиц, участвующих в исполнении;
  • способы и порядок оценки имущества, его реализации;
  • условия и правила обжалования незаконных действий, постановлений и бездействия должностных лиц ФССП.

В Законе № 229-ФЗ нет образцов процессуальных документов. Многие формы утверждены Приказами ФССП, нормативными актами Правительства РФ. 

При взаимодействии с приставами в ходе производства придется учитывать нормы ГПК РФ, УИК РФ. Для возмещения ущерба нужно ссылаться на нормы Гражданского кодекса РФ. По многим процессуальным вопросам разъяснения давали Пленум Верховного суда РФ, руководство ФССП. Статус и основные полномочия приставов определены Федеральным законом № 118-ФЗ.

Кто может вести производство

Так как исполнительное производство относится к государственным функциям, его может вести только специальное ведомство – ФССП (Федеральная служба судебных приставов).

С 2020 года приставы отнесены к чиновникам государственной службы, хотя на порядок ведения исполнительного производства это практически не повлияло.

Коллекторы и коллекторские агентства не могут вести производство, а их действия по взысканию не подпадают под Закон № 229-ФЗ.

Этапы исполнительного производства

Формально, Закон № 229-ФЗ позволяет исполнить решение суда или иной документ вообще без участия приставов.

В отдельных случаях взыскатель может обращаться напрямую к работодателю должника, в организацию, выплачивающую ему иные доходы.

Также для погашения задолженности можно подать документы в банк, где у должника открыты счета. В перечисленных случаях исполнительное производство не возбуждается.

Если взыскатель обращается за исполнением в ФССП, производство пройдет по следующим этапам:

  • возбуждение производства, вынесение приставом соответствующего постановления, направление копии документа сторонам;
  • стадия добровольного исполнения – на этом пристав может дать до 5 дней (кроме случаев немедленного исполнения);
  • введение обеспечительных мер и ограничений – арест имущества  и счетов, изъятие активов, наложение запретов на выезд, лишение водительских прав;
  • совершение исполнительных действий – выезд на место, подача документов на удержание, розыск должника и его имущества, направление запросов, оценка и реализация активов;
  • завершение производства по фактическому исполнению, либо по причине невозможности исполнения.

Точный перечень этапов производства зависит от особенностей взыскания и требований исполнительных документов. Например, при взыскании алиментов и других периодических платежей не обязательно проводить арест имущества и счетов. Если у пристава есть сведения о месте работы должника, туда сразу будут направлены документы на удержание.

В зависимости от требований исполнительного документа, участниками производства и заинтересованными лицами могут быть:

  • судебные приставы-исполнители – ведут производство, издают процессуальные документы, совершают исполнительные действия;
  • взыскатель – вправе требовать исполнения;
  • должник – обязан исполнить судебный или иной акт, требования и предписания пристава;
  • работодатель или иная организация, выплачивающая должника зарплату, другие виды доходов – обязаны осуществлять удержание в соответствие с постановлением ФССП, заявлением взыскателя;
  • банк, в котором у должника открыты счета и вклады – обязан наложить арест на счет, списывать поступающие средства по постановлению пристава;
  • оценщик – привлекается приставом для определения рыночной стоимости имущества для последующей реализации;
  • специализированная организация, заключившая договор с ФССП – занимается реализацией имущества должника по постановлению пристава.

Заинтересованными лицами могут быть граждане и организации, чье имущество было незаконно арестовано приставом. Они могут требовать исключения вещей и предметов из описи, в том числе в судебном порядке.

Варианты завершения производства

Основания для закрытия исполнительного производства указаны в Федеральном законе № 229-ФЗ. Выделим наиболее распространенные причины для окончания дела:

  • фактическое исполнение, т.е. полное погашение задолженности или удовлетворение других требований взыскателя;
  • смерть взыскателя или должника, если законом не допускается правопреемство или наследование;
  • ликвидация организации-должника;
  • невозможность исполнения по причине отсутствия сведений о должнике, имущества и доходов (это не лишает взыскателя возможности повторно обращаться в ФССП);
  • отмена исполнительного документа по жалобе должника, иных лиц;
  • другие основания, указанные в законе.

Все процессуальные вопросы, связанные с возбуждением, приостановлением, окончанием и прекращением исполнительного производства, решаются путем издания постановлений. Этот документ вправе обжаловать взыскатель, должник, другие заинтересованные лица.

Автор статьи

Источник: https://Pristav-Russia.ru/blog/chto-takoe-ispolnitelnoe-proizvodstvo/85.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.