Право на труд социальную защиту

Содержание

Право на труд

Право на труд социальную защиту

Право на труд гарантировано каждому человеку государством. 

Труд и право

Становление труда прошло тысячелетнюю историю. Труд представляет собой главное условие всей человеческой жизни, своим развитием человек обязан именно труду. Как известно, труд превратил обезьяну в человека.

В процессе труда человеком создаются материальные и духовные ценности для каждого члена общества, которые направлены на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в целом, без которых невозможно было бы существование человека как социального существа.

Понятие труд и право в современном обществе неотделимы друг от друга. Хотя отдельные мысли о праве на труд встречаются еще в философских учениях античного мира. Но первое определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине XVIII века:
“Общество должно обеспечить всем своим членам работу и определить заработную плату, с тем чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех потребностей каждой семьи”.

Данное философское определение впервые получило правовое закрепление в Конституции Франции 1848 года. С тех пор право на труд как право человека не сразу, но заняло свое важное место в ряду других фундаментальных прав.

Источники трудового права

Существуют специальные законы и кодексы, определяющие права и обязанности людей, занятых трудом. Их можно разделить на две группы:

  • международные документы;
  • законодательство государства.

К основным международным документам относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская социальная хартия.

В России к таким документам относятся Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”.

Право на труд в Российской Федерации

На протяжении всего периода развития советское, а затем и российское законодательство о труде предусматривало нормы, закрепляющие право на труд, хотя его понятие и содержание на том или ином этапе было неодинаковым.

В советское время право на труд прежде всего связывалось:

  • с правом на получение гарантированной работы,
  • с необходимостью(обязанностью) трудиться на благо общества,
  • не вообще заниматься трудовой деятельностью, а преимущественно в сфере общественного производства.

В современной Конституции оно рассматривается с позиций индивидуального пользования этим правом. Поэтому ст. 37 Конституции РФ прежде всего утверждает:

  • труд свободен;
  • каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию: принудительный труд запрещен.

Это значит, что человек может работать по найму, либо сам быть работодателем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (в том числе играть на биржевом курсе рубля, давать деньги взаем под проценты и т.д.). Не требуется иметь определенного места работы, можно вообще не работать:

В ст.37 Конституции РФ говорится:

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы” (ч. 3).

Учитывая, что возможны разные коллизии, Конституция РФ гласит:

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Свобода труда

Конституция РФ 1993 года не закрепляет право на труд, ограничившись провозглашением свободы труда, определяя право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора.

Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе на определенной должности, по определенной профессии, специальности и других условиях.

С расширением международной экономической и правовой интеграции Российской Федерации в межгосударственные экономические и политические взаимоотношения свобода труда стала правовой категорией и была закреплена как самостоятельный, отраслевой принцип в ТК РФ, который действует и в настоящее время.

Новая система хозяйствования, переход организации производства в частные руки, снижение уровня вмешательства государства в регулирование различных общественных отношений повлекли кардинальные изменения в конституционно-правовом регулировании общественных отношений в сфере наемного труда.

С одной стороны, государство остается основным гарантом правового регулирования трудовых отношений. А с другой – не являясь участником (стороной) этих отношений, пытается либерализировать эту сферу.

Это предполагает меньшую активность государства на рынке труда, меньшее участие государства в организации трудоустройства граждан и меньший объем предоставляемых государственных гарантий.

Итак, право на труд означает, что каждый человек имеет право трудиться, выбирать работу, имеет право на защиту от безработицы, на комфортные условия труда, достойное для человека и его семьи вознаграждение за трудовые функции. Государственная власть гарантирует соблюдение этих принципов. А соблюдаются ли они на самом деле? Может ли закон в реальности защитить наше право на труд?

Вы можетезадать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Задать вопрос юристу

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prsvt_ru/pravo-na-trud-5d22e228959b0d00ad33c8e8

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Право на труд социальную защиту

Социальная защита – это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные граждане;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;
  • предоставление услуг по социальному страхованию;
  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
  • Меры по преодолению безработицы;
  • Поддержка многодетных семей;
  • Выплата пособий на детей;
  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Предоставление льгот;
  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;
  • Добровольное социальное страхование;
  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;
  • обеспечение пособиями;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • предоставление санаторно-курортного лечения;
  • социальная помощь семьям, имеющим детей;
  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита – это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита – это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Социальная защита: подробности для бухгалтера

  • Средства на соцзащиту инвалидов относятся к прочим расходам … средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и осуществление деятельности общественной … направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
    Данные резервы могут создаваться … направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, всю запланированную по программе … направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в … включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности …
  • Отражение расходов на реализацию мер социальной поддержки населения … и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в … и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан …
  • Кадровое делопроизводство – 2020: важные нюансы … работой (
    Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2020 … деятельности (
    Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 … -150
    , Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2020 … ; утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/trud/sotsialnaya_zashchita.html

Трудовое право

Право на труд социальную защиту

Право на труд и отдых гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ

Конституция РФ как источник трудового права (права на труд и отдых)

Конституция РФ – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и являющийся фундаментом для развития всех отраслей российского права.

В конституции рф к трудовому праву относятся:

  • некоторые общие нормы, используемые, в том числе, и при регулировании не только трудовых, но и иных отношений;
  • специальные нормы, непосредственно относящиеся к сфере действия трудового права.

К общим нормам относятся нормы, закрепленные в:

  • ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство всех граждан перед законом и судом и гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.;
  • ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина (значит, и трудовые права) являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
  • ст. 30, предусматривающей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • ст. 7, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 указанной статьи).

К специальным нормам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

  • положения ст. 37, согласно которой труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  • одним из основополагающих конституционных принципов в этой статье провозглашен запрет на принудительный труд;
  • установлено право каждого работника на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены;
  • установлено право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также
  • установлено право на защиту от безработицы;
  • помимо этого, указанной статьей признается право па трудовые споры, в том числе и на использование крайнего способа их разрешения – забастовки;
  • работающим по трудовому договору гарантируется законодательно установленная продолжительность рабочего времени, предоставление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Статья 37 Конституции РФ:

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

  2. Принудительный труд запрещен.

  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Трудовое право и Трудовой кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ – основной правовой регулятор трудовых отношений в Российской Федерации. Все иные акты трудового законодательства не должны противоречить положениям Трудового кодекса РФ.

Трудовой кодекс РФ пришел на смену Кодексу законов о труде РСФСР 1971 г.

В Трудовом кодексе РФ преобладает договорный метод регулирования трудовых и социально-трудовых отношений. Он призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора.

Трудовой кодекс РФ, в частности, устанавливает:

  • права и обязанности работника и работодателя,
  • регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации,
  • трудоустройства и социального партнерства;
  • закрепляет правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров:
  • отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.);
  • определяет понятие принудительного труда. К нему относится, в том числе, нарушение сроков выплаты зарплаты или ее выплата в неполном размере:
  • устанавливает случаи, при которых можно заключать срочный трудовой договор. Например, с лицами, обучающимися на дневных формах, пенсионерами по возрасту, руководителями и их заместителями, главбухами;
  • закрепляет обязанность работодателя бесплатно выдавать копии документов, связанных с работой, в течение 3 дней с момента обращения за ними сотрудника. Работодатель также обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым из них;
  • регламентирует порядок предоставления отпусков. Право использовать первый отпуск возникает по истечении 6, а не 11 месяцев непрерывной работы у данного работодателя. Однако по соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения полугода. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни сюда не включаются. Отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из них не должна быть менее 14 календарных дней;
  • устанавливаются особенности труда у работодателей – физлиц, не являющихся ИП. Трудовой договор в этом случае должен быть зарегистрирован в органе местного самоуправления. Работодатель не имеет права вносить записи в трудовые книжки, а также оформлять их работникам, принимаемым на работу впервые. Кроме того, он обязан производить страховые взносы и другие обязательные платежи.

Трудовой кодекс РФ был введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений

Часть вторая

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Глава 3. Общие положения

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Глава 5. Органы социального партнерства

Глава 6. Коллективные переговоры

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Глава 8. Участие работников в управлении организацией

Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства

Часть третья

Раздел III. Трудовой договор

Глава 10. Общие положения

Глава 11. Заключение трудового договора

Глава 12. Изменение трудового договора

Глава 13. Прекращение трудового договора

Глава 14. Защита персональных данных работника

Раздел IV. Рабочее время

Глава 15. Общие положения

Глава 16. Режим рабочего времени

Раздел V. Время отдыха

Глава 17. Общие положения

Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни

Глава 19. Отпуска

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

Глава 20. Общие положения

Глава 21. Заработная плата

Глава 22. Нормирование труда

Раздел VII. Гарантии и компенсации

Глава 23. Общие положения

Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность

Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук

Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора

Глава 28. Другие гарантии и компенсации

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Глава 29. Общие положения

Глава 30. Дисциплина труда

Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Глава 31. Общие положения

Глава 32. Ученический договор

Раздел X. Охрана труда

Глава 33. Общие положения

Глава 34. Требования охраны труда

Глава 35. Организация охраны труда

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора

Глава 37. Общие положения

Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником

Глава 39. Материальная ответственность работника

Часть четвертая

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Глава 40. Общие положения

Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации

Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев

Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах

Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом

Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц

Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

Глава 49. Особенности регулирования труда надомников

Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников

Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Глава 50.1. Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства

Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта

Глава 51.1. Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах

Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников

Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей

Глава 53. Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей

Глава 53.1. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)

Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций

Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников

Часть пятая

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Глава 56. Общие положения

Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав

Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Способы защиты трудовых прав

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников в РФ являются:

  • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
  • защита трудовых прав профессиональными союзами;
  • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
  • защита трудовых прав в судебных и соответствующих общественных органах. 

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться:

  • в комиссию по социально-трудовым отношениям;
  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в трудовой арбитраж.

На самом деле трудовое законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав граждан в РФ. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными им трудовым законодательством возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника.

В материалах данного раздела «Труд и Отдых» будут даны ответы на большинство из вопросов по реализации ваших прав на труд и отдых.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Источник: https://moiprava.info/trudovoe-pravo

Защита трудовых прав

Право на труд социальную защиту

Каждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.  

Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами. 

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти.

К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее.

Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников. 

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Трудовая инспекция

Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:

  • проведения проверок
  • выполнения обследований
  • выдачи предписаний
  • составления протоколов об административных правонарушениях
  • наложения штрафов

Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы трудовой договор был оформлен надлежащим образом.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений. 

Самостоятельная защита трудовых прав

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
  • отказ от выполнения опасной работы;
  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);
  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности. 

Защита трудовых прав в судебных органах

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда по гражданскому делу является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж

На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями.

Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п.

Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений. 

Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

Источник: https://iskiplus.ru/zashhita-trudovyx-prav/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.