Понятие и виды судебной подведомственности

Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление. Виды подведомственности

Понятие и виды судебной подведомственности

ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Институт судебной подведомственности – совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

  • суд;
  • арбитражный суд;
  • третейский суд.

Критерии определения судебной подведомственности (из научной литературы):

  1. круг дел, отнесенных законом к ведению суда (учитывается характер дела);
  2. компетенция суда (полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда);
  3. судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.

Для определения подведомственности дел различных видов су­допроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.

Подведомственность гражданских дел судам

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

  1. исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  6. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законода­тельстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Например, в силу ч. 2 ст.

138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-podvedomstvennosti-grazhdanskich-del-i-ego-zakonodatelnoe-zakreplenie-vidi-podvedomstvennosti

Понятие и виды судебной подведомственности

Понятие и виды судебной подведомственности

Лекция 3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ, РАССМАТРИВАЕМЫХ В ПОРЯДКЕ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

3.1. Понятие и виды судебной подведомственности

3.2. Круг дел, относимых к судебной подведомственности

3.3. Понятие и виды подсудности

3.4. Порядок разрешения вопросов о подсудности. Изменение подсудности

Понятие и виды судебной подведомственности

Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры.

Сам термин «подведомственность» происходит от глагола «ведать». Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Можно выделить несколько смысловых оттенков термина «подведомственность»:

1) межотраслевой правовой институт;

2) механизм распределения компетенции государственных органов;

3) основное условие обращения за разрешением дела в конкретный орган.

Правом на разрешение юридических дел обладают различные органы.

Прежде всего законом закрепляется преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров.

Статья 118 Конституции РФ закрепляет осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Основные органы судебной защиты гражданских прав закреплены в ч. 1 ст. 11 ГК РФ. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Третейский суд обладает определенными особенностями в судебной системе.

Он может создаваться для разрешения одного конкретного дела (ad hoc) либо существовать на постоянной основе. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

№ 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для передачи спора на рассмотрение третейского суда необходимо наличие заключенного между сторонами третейского соглашения.

Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Защита прав граждан в административном порядке, то есть органами исполнительной ветви государственной власти, возможна только в случаях предусмотренных законодательством.

Так Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Целями деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Среди государственных органов, полномочных разрешать юридические дела особое место занимает уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах федерации. В соответствии с ч. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г.

№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=IEKhECZKqYE

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд.

Граждане также вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека (Европейский суд по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств).

Среди видов судебной подведомственности выделяют исключительную, альтернативную, условную и смешанную.

Исключительная судебная подведомственность означает, что данное кок рентное юридическое дело может быть разрешено только судом и ни каким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким либо органом. Подавляющее большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью.

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

То есть альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав[35]. Отнесение дела к рассмотрению конкретного органа обычно предусматривается в договоре или ином документе.

Стороны могут передать дело на рассмотрение третейскому суду.

Соглашение о размере алиментов или о разделе имущества подлежит заверению нотариуса и имеет силу исполнительного лица. Но стороны также могут обратиться в суд, что бы определить размеры материальных притязаний в судебном порядке.

Под условной подведомственностью, ее иногда еще называют императивной, понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности.

Так трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам. Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий, по отношению к принявшему решение, орган, или к должностному лицу.

По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.

Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Так, в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закон РФ от 27 апреля 1993 г.

№ 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Данный выбор свойственен также и альтернативной подведомственности, однако в отличие от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился в административный орган, то для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.

Таким образом, можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения, то есть содержание спора. Так ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

3. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина.

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в Конституционные суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Источник: https://studopedia.ru/19_14320_ponyatie-i-vidi-sudebnoy-podvedomstvennosti.html

Понятия и виды судебной подведомственности

Понятие и виды судебной подведомственности

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Виды подведомственности:

1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом).

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований.

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Понятия и виды подсудности.

Подсудность — относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда. Подсудность можно классифицировать по следующим видам:

1) функциональная подсудность — распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) родовая (предметная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;

3) территориальная (пространственная, местная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.

Подсудность — средство разграничения компетенции внутри каждой судебной системы;

Подведомственность — отграничение компетенции судов общей юрисдикции в целом как системы от иных судов и иных юрисдикционных органов.

Разграничение компетенции осуществляется, с одной стороны, по роду (характеру) дел, а с другой, — в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов (одного уровня). По этим признакам различают два вида подсудности:

1) родовую (предметную) — деление дел между судами по вертикали;

2) территориальную — деление дел между судами по горизонтали.

Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:

1) Мировые судьи (Компетенция ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

2) Районные суды (Компетенция определена по остаточному принципу: в соответствии со статьей 24 ГПК РФ — рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов).

3) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа (Компетенция ч. 1 ст.

26 ГПК РФ) — рассматривают дела, связанные с связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций и другие.

4) Верховный Суд РФ (Компетенция ч. 1 ст. 27 ГПК РФ).

Родовая подсудность позволяет определить, суд какого уровня (какого вида) системы судов общей юрисдикции должен принять гражданское дело к производству по первой инстанции.

По родовой подсудности разграничение как по уровню судов (между мировыми и федеральными судьями и между федеральными судьями трех уровней), так и по виду судов (общегражданские и военные).

Родовая подсудность определяется по роду самого дела и зависит от его материально-правовой характеристики (характер дела, стороны, иногда — цена иска).

Территориальная подсудность определяет, в какой конкретный суд из однородных судов одного и того же уровня (звена) системы судов с учетом его территориальной юрисдикции следует обратиться за разрешением определенного гражданского дела. Различаются несколько видов территориальной подсудности:

1) общая,

2) альтернативная,

3) исключительная,

4) договорную,

5) по связи дел.

Общая территориальная подсудность определяется местом нахождения ответчика; статья 28 ГПК РФ — иск к гражданину предъявляется в суде, в пределах территориальной юрисдикции которого ответчик имеет место жительства (место, где он постоянно или преимущественно проживает).

По общему правилу территориальной подсудности, иски к лицам, находящимся в следственных изоляторах или отбывающим наказание, предъявляются в суд по последнему месту их жительства.

Если местожительства ответчика, несмотря на принятые меры, не установлено, иск может быть предъявлен по месту нахождения имущества или по последнему известному месту жительства (+истец должен предоставить доказательства стараний установить фактическое местожительство; аналогично для проживающих за пределами РФ).

Альтернативная подсудность установлена и для дел, возникающих из публичных правоотношений; своеобразная альтернативная подсудность — при предъявлении иска к нескольким ответчикам. Обратившись в суд с использованием права выбора, истец не вправе требовать передачи дела в другой суд из числа указанных; недопустимо одновременное обращение в два суда.

Исключительная подсудность — (Статья 30 ГПК РФ) допускающая рассмотрение определенной категории дел в судах, точно указанных в законе:

1) право предъявления иска может быть реализовано только в строго определенном по территории суде, указанном в законе, не допускается соглашение о месте рассмотрения дела,

2) исключается возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде.

https://www.youtube.com/watch?v=C8AMhKXQPu0

Подсудность по связи дел — (Статья 31 ГПК РФ) подсудность по правилам которой иск подлежит предъявлению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Подсудность по связи дел возникает:

1)при предъявлении требования к нескольким ответчикам, имеющим разное местожительство;

2) при предъявлении встречного иска;

3) при предъявлении гражданского иска в уголовном процессе.



Источник: https://infopedia.su/15x8e3.html

Понятия и виды судебной подведомственности. Общие правила разграничения судебной подведомственности

Понятие и виды судебной подведомственности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15Следующая ⇒

Защита гражданских прав осуществляется как судами так и иными компетентными органами. Для определения, к компетенции какого органа относится рассмотрение и разрешение того или иного дела, устанавливаются правила подведомственности.

Подведомственность- это отнесение к ведению определенного компетентного органа споров о праве и иных вопросов как личного так и общественного значения.

Несмотря на многообразие различных органов, способных осуществлять защиту субъективных прав, традиционными являются три формы защиты:

1) судебная (подведомственность дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам);

2) административная (государственные органы, органы местного самоуправления);

3) общественная (третейские суды и др.).

Выделяют следующие виды подведомственности: 1) исключительная; 2) условная; 3) договорная; 4) альтернативная.

Исключительная подведомственность устанавливается в случаях, когда законодатель прямо указывает, какой компетентный орган правомочен разрешить соответствующий спор или вопрос.

Условная подведомственность определяется органом, способным разрешить спор или иной правовой вопрос при наличии условий, указанных в законе.

Договорная подведомственность возникает в случаях, указанных в законе, когда стороны договариваются передать спор, возникший между ними, определенному органу, о чем оформляется соответствующее соглашение.

Альтернативная подведомственность предполагает возможность выбора между судебным и несудебным юрисдикционным органом, причем обращение в несудебный орган не лишает лицо в дальнейшем права обращения в соответствующий суд.

Судебная подведомственность разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Подведомственность дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения (эти суды рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к компетенции арбитражного суда) по правилам ст. 22 ГПК РФ, а арбитражному суду — ст. ст. 27—33 АПК РФ.

По общему правилу к подведомственности арбитражных судов отнесены исковые дела при наличии двух критериев:

1) характер спора — экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) субъектный состав — юридические лица и граждане-предприниматели.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется по совокупности двух признаков:

1) наличие спора о праве;

2) спор не отнесен к компетенции арбитражного суда.

Подведомственность неисковых дел судам общей юрисдикции определяется в:

гл. 11 ГПК РФ (судебный приказ);

ст. 245 ГПК РФ (дела, возникающие из публичных правоотношений);

ст. 262 ГПК РФ (дела особого производства);

гл. 45 ГПК РФ (о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей));

гл. 46 ГПК РФ (дела об оспаривании решений третейских судов);

гл. 47 ГПК РФ (дела о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов).

В рамках судебной подведомственности выделяют исключительную судебную подведомственность и множественную.

Исключительная судебная подведомственность предполагает единственным органом разрешения спора или вопроса суд (общей юрисдикции или арбитражный).

В рамках множественной подведомственности выделяют:

1) альтернативную судебную подведомственность — возможность рассмотрения спора о субъективном праве, как в судебных органах, так и в ином государственном органе или общественной организации по выбору заинтересованного лица;

2) договорную судебную подведомственность — возможность выбора органа, разрешающего спор о праве по взаимному соглашению сторон;

3) условную (императивную) судебную подведомственность — возможность обращения в судебные органы только после соблюдения досудебного порядка разрешения спора.

Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).

Право на иск.

Иск — требование юридически заинтересованного лица (истца), обращенное к суду первой инстанции, о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса установленным законом способом на основании указанных фактов, с которыми оно связывает неправомерные действия ответчика.

В праве на иск существуют 2 стороны, 2 правомочия: процессуальная сторона (право на предъявления иска) и материально-правовая сторона (право на предъявление иска) — право лица на возбуждение гражданского дела и поддержание рассмотрения определенного конкретного материально-правового спора в суде первой инстанции с целью его разрешения. Оба правомочия тесно связаны между собой.

Право на предъявление иска не зависит от наличия или отсутствия права на иск в материальном смысле. Для предъявления иска достаточно предположения о наличии права на иск. Однако наличие или отсутствие предпосылок на предъявление иска проверяется судьей при принятии искового заявления.

Рассматриваемое право обеспечивается предоставлением широких возможностей для предъявления иска. Тем не менее, право на предъявление иска обусловлено некоторыми минимальными требованиями, которые в теории гражданского процесса называют предпосылками права на предъявление иска.

Предпосылки права на предъявление иска — обстоятельства, наличие или отсутствие которых обусловливает возникновение субъективного права конкретного лица на предъявление иска.

В зависимости от содержания обстоятельств, исключающих право на иск, различают общие и специальные, а в зависимости от их наличия или отсутствия в законе — положительные и отрицательные предпосылки.

Общие предпосылки права на предъявление иска — обстоятельства, относящиеся ко всем гражданским делам.

К ним относятся:

1) процессуальная правоспособность истца и ответчика, то есть способность быть стороной в гражданском деле, т.е. это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она тесно связана с гражданской правоспособностью.

Граждане правоспособны с момента рождения, именно с этого момента они могут быть сторонами по делу. Это требование имеет практическое значение только применительно к организациям, пользующихся правами юридического лица.

Однако в практике бывают случаи, когда правоспособностью обладают организации, не обладающие статусом юридического лица.;

2) подведомственность дела соответствующему суду. При определении подведомственности существуют нарушения ее правил по основным критериям, то есть правил о субъектном составе и характере спорного материального правоотношения.

Суды достаточно часто сталкиваются с проблемой подведомственности как одной из предпосылок права на предъявления иска, наличие или отсутствие которой ведет к принятию или к отказу в принятии искового заявления.

Споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами, разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются дела с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) отсутствие вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции, арбитражного суда, вынесенного по тождественному иску, и отсутствие решения или определения суда о прекращении производства по делу;

4) отсутствие между сторонами соглашения о передаче данного спора на разрешение третейского суда. Эта предпосылка не распространяется на споры, возникающие из трудовых, семейных и некоторых других правоотношений.

Общие предпосылки права на предъявление иска позволяют дать определения понятий положительных и отрицательных предпосылок.

Помиио общих предпосылок права на предъявление иска существуют также специальные предпосылки для отдельных категорий спора. Сущность их заключается в том, что для некоторых категорий гражданских дел установлен внесудебный порядок разрешения спора, прежде чем заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Подсудность.

Подсудность — это разграничение компетенции по рассмотрению и разрешению гражданских дел между судами обшей юрисдикции по первой инстанции.

В зависимости от рода (характера) дела, подлежащего разрешению судами общей юрисдикции различного уровня, выделяют родовую (предметную) подсудность. Исходя из территориальной юрисдикции судов одного и того же уровня, определяют территориальную (местную или пространственную) подсудность.

Родовая (предметная) подсудность — это компетенция различных звеньев (уровней) судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Родовая подсудность не может быть изменена.

Родовая подсудность в ГПК РФ определена следующим образом:

1) Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает и разрешает дела, указанные в ст. 27 ГПК РФ;

2) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа в качестве суда первой инстанции рассматривает и разрешает дела, указанные в ст. 26 ГПК РФ (дела касающиеся государственной тайны; б оспаривании НАП гос.вл суб РФ, затрагивающих права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и орг и др.);

3) районные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, подсудных мировому судье, Верховному Суду РФ, верховному суду субъекта РФ, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа (ст. 24 ГПК РФ);

4) мировой судья в качестве суда первой инстанции рассматривает и разрешает дела, перечисленные в ст. 22 ГПК РФ. До назначения (избрания) мировых судей в субъектах РФ, дела, предусмотренные ст. 23 ГПК РФ, рассматриваются районными судами (ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»);

5) правила подсудности для военных и иных специализированных судов определяются ст. 25 ГПК РФ.

Территориальная (местная или пространственная) подсудность — это подсудность дела одноуровневым судам судебной системы в зависимости от территории, на которую распространяется их юрисдикция. Территориальная подсудность может быть изменена при наличии оснований, указанных в ГПК РФ.

Действующим ГПК РФ выделено пять видов территориальной подсудности:

1) общая подсудность;

2) подсудность по выбору истца (альтернативная);

3) исключительная подсудность;

4) договорная подсудность;

5) подсудность по связи дел.

Общая подсудность определяется по правилам ст. 28 ГПК РФ. Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Местом жительства в смысле ст.

20 ГК РФ понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Иск к организации предъявляется в суд по месту ее нахождения, которым является место ее государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное (ст. 54 ГК РФ).

Подсудность по выбору истца (альтернативная подсудность) имеет место в случаях, когда истцу предоставлено право обратиться за разрешением дела в один из нескольких судов, определенных в законе (ст. ст. 29, 251, 254 ГПК РФ). Правила определения подсудности по выбору истца существуют наряду с общей территориальной подсудностью (ст. 28 ГПК РФ).

Исключительная подсудность предусматривает рассмотрение и разрешение определенных категорий дел только судами, указанными в ст. 30 ГПК РФ (иск о правах на земельные участки, участки недр, здания, строения; иск к перевозчикам, вытекающие из договора перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия).

Договорная подсудность представляет собой право сторон, по соглашению между собой, изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству (ст. 32 ГПК РФ), кроме исключительной подсудности.

Подсудность по связи дел имеет место, когда для восстановления нарушенного права в судебном порядке необходимо предъявить иск к нескольким ответчикам, в силу чего возникает объективная необходимость объединить рассмотрение и разрешение нескольких самостоятельных требований в одном производстве (ст. 31 ГПК РФ).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x532b.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.