Подведомственность и подсудность административных дел судам кратко

Подведомственность и подсудность – понятия и содержание

Подведомственность и подсудность административных дел судам кратко

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.

Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст.

134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом).

    Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

  2. договорная – определяется соглашением сторон.

    Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде.

    Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е.

    до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований.

    При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности – разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции.

Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы.

После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е.

определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-i-podsudnost-ponyatiya-i-soderzhanie

Тема 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам

Подведомственность и подсудность административных дел судам кратко

1. Понятие предмета административной подсудности.

2. Понятие публично правовых споров и их виды.

3. Рамки предмета административной подсудности.

4. Предмет административной и конституционной юрисдикции. Предмет административной и уголовной юрисдикции. Предмет административной и гражданской (хозяйственной) юрисдикции.

5. Понятие подсудности административного дела.

6. Виды подсудности.

7. Административный иск: понятие, содержание и структура.

8. Требования к исковому заявлению.

Тема 3. Участники административного судопроизводства. Правовой статус прокурора в административном судопроизводстве.

1. Состав лиц, участвующих в деле.

2. Стороны в судебном административном процессе.

3. Процессуальный статус третьих лиц.

4. Процессуальный статус представителей.

5. Процессуальный статус прокурора в административном судопроизводстве.

Тема 4. Доказательства, судебные расходы, сроки в административном судопроизводстве.

1. Понятие и виды доказательств в административном судопроизводстве.

2. Относимость и допустимость доказательств.

3. Процесс доказывания.

4. Объяснения лиц, участвующих в деле.

5. Свидетельские показания.

6. Письменные доказательства.

7. Судебные расходы.

8. Возмещение судебных расходов.

9. Исчисление процессуальных сроков.

10. Окончание процессуального срока.

11. Последствия пропуска процессуального срока и восстановление пропущенного процессуального срока.

Тема 5. Производство в суде первой инстанции.

1. Порядок и условия открытия производства по административному делу.

2. Основания для отказа в открытии производства и правовые последствия отказа судом в принятии заявления.

3. Цель и содержание стадии подготовки дела к судебному заседанию. Объединение и разъединение дел.

4. Порядок обеспечения административного иска. Судебное поручение.

5. Предварительное судебное заседание: цель и порядок проведения. Оставление искового заявления без рассмотрения. Приостановление производства по делу.

6. Основания для прекращения производства по делам.

7. Понятие судебного разбирательства.

8. Задачи и порядок проведения судебного заседания по административному делу.

9. Этапы судебного разбирательства в административных делах.

10. Подготовительный этап судебного заседания. Последствия неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле.

11. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей.

12. Рассмотрение дела по существу. Исследование доказательств. Отложения рассмотрения дела или объявления перерыва в его рассмотрении.

13. Судебные дебаты. Принятие и объявление решения. Тайна совещательной комнаты.

14. Решение суда.

Тема 6. Особенности производства по отдельным категориям административных дел.

1. Виды производств по отдельным категориям административных дел.

2. Право на обращение в административный суд.

3. Открытие производства по административному делу.

4. Отказ в открытии производства по административному делу. Подготовка дела к судебному разбирательству.

5. Судебные решения по результатам подготовительного производства.

6. Судебное разбирательство дела. Остановка производства по административному делу.

7. Прекращение производства по делу.

8. Меры процессуального принуждения.

Тема 7. Пересмотр судебных решений в административном судопроизводстве.

1. Производство в суде кассационной инстанции.

2. Производство в суде надзорной инстанции.

3. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Примерная тематика рефератов, докладов, презентаций

1. Задачи административного судопроизводства Российской Федерации.

2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

3. Принципы административного судопроизводства Российской Федерации.

4. Подсудность и подведомственность административных дел.

5. Прокурор как участник административного судопроизводства.

6. Административно-процессуальный статус сторон в административном

судопроизводстве.

7. Представительство в административном судопроизводстве и документы,

подтверждающие полномочия представителя.

8. Понятие и виды доказательств в административном судопроизводстве.

9. Особенности и структура доказывания в административном судопроизводстве.

10. Понятие и виды судебных расходов в административном судопроизводстве.

11. Распределение судебных расходов в административном судопроизводстве

Украина.

12. Сроки в административном судопроизводстве.

13. Стадии, этапы и действия по судебному рассмотрению административного дела в

административном судопроизводстве.

14. Апелляционное производство в административном судопроизводстве.

15. Кассационное производство в административном судопроизводстве.

7 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Изучение учебной дисциплины «Административное право» завершается промежуточной аттестацией:

для очной формы обучения – зачетом в 5 семестре в устной и (или) письменной форме;

Для заочной формы обучения – зачетом в 8 семестре в устной и (или) письменной форме.

Конкретная форма проведения зачета и экзамена – устная и (или) письменная – определяется преподавателем и объявляется на последнем практическом занятии согласно расписанию учебных занятий.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие и признаки административной юстиции.

2. Понятие и признаки административного судопроизводства.

3. Особенности административного судопроизводства.

4. Прокурор как участник административного судопроизводства.

5. Соотношения административного судопроизводства с производством по делам об административных правонарушениях.

6. Стадии административного судопроизводства.

7. Виды подсудности.

8. Принципы административного судопроизводства.

9. Источники административного судопроизводства.

10. Назначение КАС РФ.

11. Задачи административного судопроизводства.

12. Понятие административной юрисдикции.

13. Компетенция административных судов по решению

административных дел.

14. Подсудность и подведомственность административных дел.

15. Участники административного процесса.

16. Понятие административного суда и его состав. Отвод (самоотвод).

17. Неявка в суд третьих лиц.

18. Порядок решения вопросов коллегией судей.

19. Административная процессуальная правосубъектность.

20. Понятие и признаки сторон в административном судопроизводстве.

21. Оставление искового заявления без рассмотрения.

22. Третьи лица в административном процессе: понятие, признаки и виды.

23. Участие в административном судопроизводстве органов и лиц, которым законом

предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

24. Органы исполнительной власти и местного самоуправления в административном судопроизводстве.

25. Лица, являющиеся другими участниками административного процесса.

26. Виды судебных решений в административном судопроизводстве.

27. Остановка, закрытие производства по делу.

28. Понятие и полномочия представителя в суде.

29. Документальное оформление представителей в судах.

30. Понятие и виды судебных расходов в административном судопроизводстве.

31. Виды процессуальных сроков в административном судопроизводстве.

32. Понятие и виды мер процессуального принуждения в

административном судопроизводстве.

33. Фиксирование административного процесса.

34. и виды подсудности дел в административном судопроизводстве..

35. Понятие административного иска и элементы.

36. Обеспечение административного иска.

37. Сущность и содержание доказывания в административном судопроизводстве.

38. Характеристика и виды доказательств.

39. Средства доказывания в административном процессе: виды и

особенности.

40. Понятие и виды экспертизы.

41. Порядок производства по административному делу.

42. Форма и содержание административного иска.

43. Требования к исковому заявлению.

44. Понятие подготовительного производства.

45. Подготовка дела к судебному разбирательству.

46. Предварительное судебное заседание.

47. Судебные решения по результатам подготовительного производства.

48. Судебные вызовы и сообщения.

49. Понятие стадии судебного рассмотрения административного дела и его

особенности.

50. Этапы судебного рассмотрения административного дела.

51. Исследование доказательств во время судебного рассмотрения дела.

52. Судебные дебаты.

53. Оставление искового заявления без рассмотрения.

Критерии оценки:

оценка «зачтено» выставляется, если студент знает программный материал учебной дисциплины, грамотно и по существу отвечает на поставленные вопросы, может правильно применять теоретические положения, знает нормативные правовые акты и их основные положения.

оценка «не зачтено» выставляется, если студент не знает значительной части программного материала учебной дисциплины, допускает существенные ошибки при (устном, письменном) ответе, не знает нормативные правовые акты и их основные положения.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебной дисциплины

Основная учебная литература

1. Агапов А. Б. Административное право: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 874 с.

2. Административное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. С.А. Старостина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 486 с.

3. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров. – 3-е изд., перераб. И доп. / Ю.И. мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров. под ред. Л.Л. Попова.- М.:Юрайт,2012.- 447 с.

4. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. А.В. Мелехина. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 490 с.

5. Административное право: Учебник / А.Н. Миронов. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 320 с.

6. Административное право: Учебное пособие / В.С. Четвериков. – 7-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 393 с.

7. Административный процесс: Учебное пособие / Т.И. Губарева. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 168 с.

8. Алехин А.П. Административное право России: учебник / А.П.Алехин, А.А. Кармолицкий, МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Зерцало-М, 2013. – 729 с.

9. Басов С.Л. Административное право: [учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата]: Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. – 104 с.

10. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. – 5-e изд., пересмотр. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 432 с.

11. Юрковский А.В. Административное право: учебное пособие/ А.В. Юрковский, К.Н. Евдокимов, В.М. деревскова / ИЮИ (фил) АГП РФ. – Иркутск, 2012. – 287 с.

Дополнительная учебная литература

1. Аврутин Ю.Е. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012.

2. Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. М.: ИНФА-М, 2010.

3. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России. Правовой аспект / И.Н. Барциц. М.: Формула права, 2008. 512 с.

4. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени. Теория, законодательство, судебная практика. М., Норма, 2004.

5. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М., Норма, 2004.

6. Бельский К.С. Административная ответственность. Генезис, основные признаки, структура //Государство и право, 1999, № 12.

7. Бельский К.С. К вопросу об определении понятия административной ответственности //Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы. Отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина. М., Юристъ, 2004.

8. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 1997, № 3.

9. Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления / Р.Ф. Васильев МГУ. 1970.

10. Гусева Т.А, Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно-учебное пособие / Т.А.Гусева, Л.Е Чапкевич. М. 2005. – 464 с.

11. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности. Монография. М., 2007.

Источник: https://infopedia.su/16xeae7.html

Глава У. Подведомственность и подсудность административных дел

Подведомственность и подсудность административных дел судам кратко

Сущность понятий подведомственность и подсудность административных дел

Под подведомственностью в юридической науке принято понимать отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа, в нашем случае органа судебной власти.

Как было изложено выше федеральным законодателем определена судебная система Российской Федерации. Каждый из её составных частей наделён определёнными полномочиями по рассмотрению конкретных дел в форме определённого конституцией судопроизводства.

Есть дела подведомственные только Конституционному Суду РФ, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, судам субъектов РФ.

Так, например, если в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде РФ, судья обязан отказать в принятии административного иска в соответствии со ст. 129 КАС РФ. Если же нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено.

Подведомственность бывает двух видов: исключительная и множественная.

https://www.youtube.com/watch?v=RPFMKydyb1c

Подведомственность считается исключительной, еслидело может рассматриваться только судом и не может разрешаться по существу другими органами. При этом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Так, например, на неправомерные действия должностного лица полиции гражданин может обратиться с административным иском в суд или с жалобой вышестоящему должностному лицу, которому подчинён данный сотрудник.

При параллельном обращении в данные органы окончательным является решение суда по конкретному делу.

В КАС РФ (ст.17) законодатель подведомственность административных дел «замкнул» на судебную власть (исключительная подведомственность), определив, что такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции, начиная с мировых судей. При этом все перечисленные в ст.

1 кодифицированного закона административные дела разбиты на две категории: 1) дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; 2) другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Из данного правила  сделано исключение для дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Именно это положение определяет суть подведомственности административных дел.

Подсудность – это разграничение компетенции конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских и административных дел по первой инстанции. Отсюда следует, что судья, принимая административно – исковое заявление должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

К видам подсудности относятся: родовая (предметная) подсудность;территориальная подсудность;подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность определяет компетенцию судов различных звеньев судов общей юрисдикции в качестве судов первой инстанции.

Все подведомственные судам общей юрисдикции административные дела распределены между судами различных уровней судебной системы Российской Федерации. Одни дела отнесены законом к ведению мировых судей, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных административных дел к ведению судов того или иного уровня являются характер дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е.

определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного административного дела. В свою очередь территориальная подсудность делится на: 1) подсудность по выбору истца (альтернативная); 2) исключительную подсудность; 3) договорную подсудность.

Первая из перечисленных выше видов территориальной подсудности (альтернативная) предусмотрена для ряда категорий административных дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня (ст. 24 КАС РФ).

При этом право выбора между несколькими судами принадлежит административному истцу.

Так, например, административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (ч1. ст. 24 КАС РФ).

Сущность исключительной подсудности заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать. Применительно к административному судопроизводству перечень таких дел перечислен в ст. 23. КАС РФ.

Так, например, заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается только в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Договорная подсудность, применяемое преимущественно в порядке гражданского судопроизводства, имеет место тогда, когда стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела.

При этом недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме.

Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их дела.

Подсудность по связи дел применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований. Так, например, ст.

26 КАС РФ определяет положение о том, что административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.

Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1675;

Источник: https://studopedia.net/15_57705_glava-u-podvedomstvennost-i-podsudnost-administrativnih-del.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.