Образ и характеристика

Имидж, образ, стиль. Ключевые определения

Образ и характеристика
eniki_beniki

Важное примечание: все дальнейшие рассуждения о стиле и образе относятся к тем значениям этих слов,
которые употреблят модельеры. стилисты, имиджмейкеры в своей профессиональной деятельности.

1. Образ и имидж. Начать, пожалуй, стоит с разъяснения, что такое образ и имидж. Эти два понятия неразрывно связаны, и одно не существует без другого. В то же время, важно научиться их различать.

Итак, в широком смысле, образ человека – это система знаков, которые в какой-то момент времени транслирует человек, и которые отражают отдельные свойства его личности, акцентируемую социальную роль и текущие коммуникативные установки.

Эту систему знаков составляют такие элементы, как телосложение, черты лица, походка, жестикуляция и манера двигаться, особенности речи, голос и манера говорить, выражение лица, взгляд, причёска, макияж, одежда, обувь, аксессуары, украшения, степень ухоженности и аккуратности и т.д. и т.п. Список можно расширить, включить в него машину, дом, круг общения и тому подобные вещи.

Широкую трактовку образа, учитывающую широкий контекст и все каналы коммуникации, применяют в своей работе имиджмейкеры.

В более узком значении, которым обычно пользуются модельеры и стилисты, образ – это совокупность транслируемых человеком знаков, выраженных визуальным языком. Таким образом, трактуя понятие более узко, можно ограничиться работой с внешностью, одеждой, причёской, макияжем и т.д. При этом важно отдавать себе отчёт в том, что идёт работа только над частью образа.

Образ нередко путают с имиджем. Особенно усиливается путаница из-за того, что image можно перевести в том числе как “образ”. Но в русском языке принято различать образ и имидж.

Итак, имидж – это оценочное мнение о человеке, сложившееся в сознании другого человека или группы людей. Имидж формируется на основе информации о человеке, полученной в том числе от него самого.

Образ оказывает решающее влияние на формирование имиджа.

Ключевое качество имиджа – знак: положительный или отрицательный. Знак имиджа определяет готовность целевой аудитории к неким действиям по отношению к носителю имиджа.  

1. Образ и имидж.

Итак, образ – это упрощённое  внешнее отражение внутренней сущности человека. Имидж – это оценка человека в сознании некоей целевой аудитории.

2. Создание образа. Профессиональным созданием образа занимаются стилисты и модельеры.

Подобная работа ведётся преимущественно художественными средствами (форма, цвет, отношения, акценты и т.д.). Стилист отталкивается от особенностей внешности клиента, когда работает с его образом. Модельер может отталкиваться от любого источника вдохновения (человек, фильм, музыка, книга, визуальный образ и т.д.

) и создавать костюм (и дальше – образ человека в костюме), следуя за своими ассоциациями. Но это уже отдельная тема 🙂

Основной вопрос при создании образа – “что я (или мой клиент) хочу (хочет) сказать о себе в данной ситуации?”. Это послание становится основой образа и фильтром для выбора выразительных средств.

2. Создание образа.

3. Создание имиджа. Как можно легко догадаться, созданием имиджа профессионально занимаются имиджмейкеры. Это каста специалистов, заметно отличающаяся от стилистов и модельеров.

Сущность отличия в том, что они являются в первую очередь специалистами по межличностной коммуникации.

Работа над внешностью клиента является для них не самоцелью, а всего лишь средством достижения неких социальных задач.

Если создать образ относительно легко, и результат хорошо поддаётся контролю, то с имиджем всё неоднозначно и порой непредсказуемо. Дело в том, что непосредственно залезть в мозги целевой аудитории и сформировать там нужное мнение невозможно.

 Чтобы склонить людей в пользу себя (своего клиента), можно всего лишь тщательно отфильтровать и красиво оформить информацию о себе (своём клиенте), но окончательные выводы целевая аудитория всё равно будет делать сама.

Порой реакция бывает совсем не такая, как хотелось бы.

3. Создание имиджа.

4. А можно обойтись без имиджа и образа? Нет. Даже если вы вообще не думаете о своём образе и своём имидже, они всё равно возникают и существуют независимо от вашего желания и участия. И совсем не исключено, что  незаметно для вас мешают достижению каких-то ваших целей.

5. Стиль. Стиль в одежде – это набор шаблонных визуальных решений, формирующих узнаваемый образ. В том случае, если мы имеем дело с глобальным стилем (известным множеству людей), образ в свою очередь имеет устоявшуюся интерпретацию, и даже в определённом контексте обладает имиджевым знаком.

Например, все знают, как выглядит мужской костюм классического стиля (жёсткая форма, приближенная к прямоугольнику, воротник с лацканами, сложные нейтральные оттенки и т.д.). Любой человек навскидку назовёт ассоциации с личностными качествами, которые вызывает у него вид человека в костюме (деловой, сторогий, классический, консервативный и т.д.).

Когда человек в костюме оказывается в ситуации, где эти качества являются положительными и ценными, его имидж автоматически смещается в плюс. Таким образом, глобальные стили помогают сделать имиджмейкинг гораздо более предсказуемым, чем в случае создания нового, невиданного доселе образа.

4. Связка “стиль – интерпретация образа – имидж”.

Продолжение следует….

?

|

eniki_benikiС приходом холодов крошка Фефа обросла дополнительным слоем пуха, а мама Кукиш – ещё одним набором щёк, боков и пузика. Мне интересно, чей вариант надёжнее, и я произвожу серию опытов “какая зверь дольше просидит на балконе в двадцатиградусный мороз”. Пока что с большим отрывом лидирует Кукашище. Впрочем, может быть всё дело в том, что ранняя детская депривация и регулярные трипы по помойкам развили в маме Кукиш стойкость к невзгодам. А Феофанька у нас просто избалованное великовозрастное детко в красивой шубе. Ну, и в продолжение темы холодов – мы реанимировали птичью кормушку на балконе. Из старой сководки и старого кухонного полотенца, прижатого камнем. Небольшая помощь синичкам, из которых, как известно, доживает до весны лишь каждая десятая.

Источник: https://eniki-beniki.livejournal.com/283074.html

Характеристика литературного образа Прежде чем

Образ и характеристика

Характеристика литературного образа

• Прежде чем переходить непосредственно к написанию сочинения, нужно разработать план характеристики литературного героя. Если нам не нужно его ни с кем сравнивать, то примерно он будет выглядеть так: 1. Вступление.

Пару слов об авторе и произведении. 2. Роль героя в предложенной работе и его общее описание. 3. Его взгляды на конкретные проблемы произведения. 4. Отношения с другими героями. 5. Заключение.

Первые два пункта можно совместить.

• Распространена практика – вступление посвящено произведению и его автору. Более ничего добавлять не стоит. • Весь текст обязательно делите на смысловые абзацы. Так он легче воспринимается. • Уделите свое внимание такому приему, как цитирование, это очень важно.

Пример • Для начала возьмем героя попроще и произведение, в котором четко определены все проблемы. Предлагаем знаменитый рассказ «Муму» , написанный величайшим автором Иваном Сергеевичем Тургеневым. Конечно, возьмем главного героя.

План характеристики героя литературного произведения, в нашем случае Герасима из рассказа «Муму» , будет выглядеть следующим образом: • 1. Вступление. • 2. Внешность героя. • 3. Личность и характер. • 4. Заключение. Можно добавить еще пункты. Внимательно обдумывайте все части, когда вы составили план характеристики литературного героя, от него лучше не отклоняться, а строго идти по порядку!

• Вступление. Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича – это не совсем выдумка, герои Герасим, Капитон, барыня – это все реальные люди, проживающие в лутовинском имении. Тургенев не просто пересказал произошедшую историю с дворником и его собакой, но и наделил ее еще большим смыслом. Рассказ сразу был воспринят как антикрепостнический, вызывал потрясающее впечатление.

Внешность Если посмотреть на план составления характеристики литературного героя, то можем заметить следующий пункт, посвященный внешнему обличию человека. Наиболее интересная и трудоемкая часть работы.

Предлагаем вам больше обращаться к тексту. Как нам показывает Герасима автор: это серьезный и строгий немой дворник.

Иван Сергеевич называет его настоящим русским богатырем, ведь он невероятно силен и ростом без пяти сантиметров два метра.

Личность Из строк произведения становится понятно, что Герасим – это трудолюбивый и ответственный человек, обладающий крепким физическим телом. Он необычен, что подтверждается строками: «. . . Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. . . » .

Еще одна отличительная черта нашего героя – уединенность, так как был одинок всю свою жизнь, не любил, чтобы к нему приходили, жил отдельно от братьев. Очень любит деревню, предпочитает ее городу. Так он рос отчужденно всю жизнь из -за своего недуга (Герасим от рождения немой) и вырос сильным и выносливым богатырем, подобно могучему дереву.

Он очень уважаемый человек, достойный, знает свои права и обязанности.

Заключение • В данном пункте необходимо подвести итоги сочинения. Очень интересен поступок дворника, зачем он утопил так полюбившегося ему щенка? Он был единственным живым существом, которое отвечало ему взаимностью.

Этот поступок можно трактовать так – это протест против крепостничества. И. С.

Аксаков трактовал следующим образом: “Герасим – это олицетворение всего русского народа, сильного духом и физически, отличающегося непостижимой кротостью”.

Примерные планы. План № 1 • 1. Возраст героя. Что из этого следует? ( еще молод, отсюда юношеский максимализм; еще молод, но уже проявляет мудрость; нет жизненного опыта или он есть; зрелый человек, поэтому способен оценить. . . ; уже немолодой, поэтому ему трудно понять или принять. . . и т. п. ) 2.

Воспитание, образование ( традиционное для людей его круга – глубокое, поверхностное, прошло даром и т. п. ) 3. Время и его влияние на героя ( спокойное, переломное, надвигаются. . . ; необходимы перемены; герой вне времени, опережает его, застыл в прошлом и т. п. ) 4. Положение в обществе ( лидер, один из. . .

; аристократ, разночинец, маленький или лишний человек, пользуется авторитетом в своем или не только в своем кругу, хочет пробиться выше, доволен своим положением или нет, не задумывается об этом и т. п. ) 5.

Умение чувствовать (эмоционален, держит себя в руках, скрывает чувства, эмоционально глух, чувствителен только там, где это касается его лично, глух к чувствам других или замечает их и т. п. ) 6. Поведение в обыденной жизни ( если оно чем-либо выделяется из общего рисунка) 7. Поведение в экстремальной ситуации ( если таковая описана) 8.

Отношение героя к обществу и общества к герою ( как и в чем проявляется, причины и следствия) 9. Система ценностей (что для него в жизни главное, на что обращается минимум – максимум внимания, как это соотносится с системой ценностей, принятой в его кругу, в его время) 10.

Авторская позиция по отношению к герою (обратить внимание на стиль писателя, художественно-изобразительные средства, художественные детали, которые помогут сформулировать авторское отношение к герою) 11. Ваша позиция по отношению к герою. Высказать ее АРГУМЕНТИРОВАННО.

План № 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Место, занимаемое героем в произведении. Общественное и семейное положение героя, обстановка, в которой он живет. Портрет (“говорящие имена”, внешность, манера держаться, особенности костюма и т. п. ) Речь героя Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающее и влияние окружающего.

Цели жизни, основные интересы. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам, их отношение к нему. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения. Наблюдения над стилем автора, художественно-изобразительными средствами, ролью художественной детали. Ваше отношение к герою, насколько он современен.

(аргументация своей точки зрения)

План № 3 1. Описание внешности (портрет). 2. Поведение, поступки героя. 3. Чувства, переживания, мысли. 4. Речь – о чем и как говорит герой. 5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу. 6. Отношение к герою других действующих лиц.

План (мах) № 4 • Определение места героя среди других персонажей. 2. Степень участия и его роль в конфликте. 3. Анализ имени. 4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 5. Речевая характеристика. 6.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя. 7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. 8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. 9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. 10.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. 12. Оценка литературного персонажа его современниками. 13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения.

Определение типического и индивидуального в литературном герое. 14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Источник: https://present5.com/xarakteristika-literaturnogo-obraza-prezhde-chem/

Характеристики

Образ и характеристика

Русская литература по школьной программе подразумевает знакомство с биографией русских поэтов, писателей, а также включает непосредственное ознакомление и изучение их творчества, их произведений, характеристики. Знакомство с рассказами, романами, поэмами и иными произведениями того или иного автора не проходит без того, чтобы учитель не задал охарактеризовать главного героя, сделать его индивидуальную характеристику.

Характеристика главного литературного героя

Для чего делается характеристика героев рассказа? С какой целью учитель просит сделать сопоставительную характеристику героев сказки, зачем нужна групповая характеристика героев поэмы?

Благодаря тому, насколько полно и правильно был раскрыт вами образ главного героя, насколько последовательно вы излагаете свои мысли, учитель может делать выводы о вашем понимании изучаемого произведения, делает заключение об умении излагать собственные выводы, выделять главное. Только все ли могут описать героя рассказа и сделать ему характеристику? Не все? Тогда мы вам в этом поможем.

У нас вы найдете описание героев произведений из школьной программы, сможете ознакомиться с их образами, с их портретами, мировоззрением, почитаете об их поступках и действиях и поймете, почему автор создал герою именно такой образ, и как к главному герою относился сам автор произведения.

В драме Гроза представлен неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Произведение поражает при этом своей глубиной и восприятием всего происходящего.

Особого внимания при этом заслуживает образ Катерины в Грозе. Его следует рассмотреть максимально подробно. Характеристика Катерины Какова характеристика Катерины из пьесы Гроза, однозначно сказать сложно.

Чтобы понять это, следует ознакомиться со всеми этапами […]

нет комментариев

Пьесу Гроза можно смело отнести к величайшим произведениям русской литературы. Островский особой тщательностью в данном произведении подошел к проработке каждого персонажа.

Отдельного же внимания при этом заслуживает характеристика Дикого. Стоит разобраться, с какой целью введен этот образ и какую роль он играет в пьесе.

Характеристика Дикого в пьесе Гроза Говоря о том, какой тип изображен […]

нет комментариев Одним из самых ярких персонажей в русской литературе по праву считается Илья Муромец. Известно, что богатырь реально жил во время правления князя Владимира.

Образ Ильи Муромца используется в многочисленных кинолентах, мультипликационных фильмах. Русскому герою возводили памятники. Нелишним будет каждому изучить описание и характеристику Ильи Муромца.

Образ Ильи Муромца, как героя в былинах Характеристика Ильи Муромца […]

нет комментариев

В произведении Преступление и наказание образ Мармеладова является не главным, а лишь второстепенным. Несмотря на это, данный персонаж сыграл немалую роль в судьбе самого Раскольникова.

Ведь тот решился на совершение преступления именно после того, как познакомился с семьей Мармеладова. Поэтому стоит более детально рассмотреть эту неоднозначную личность.

Преступление и наказание: образ Мармеладова Образ Мармеладова в […]

нет комментариев

В произведении Гоголя Мертвые души образ Чичикова один из основных, ведь с его помощью автору удалось отобразить жизнь различных слоев населения. Чичиков помог ближе познакомиться с бездушными помещиками и чиновниками, открывая каждому глаза на события прошлого, а вместе с тем, встречи с разными персонажами раскрывали читателю образ Чичикова в поэме Мертвые души и знакомили нас […]

нет комментариев

С образом Тараса Бульбы мы познакомились во время изучения одноименной повести Гоголя, где писатель рисует картину борьбы украинских казаков с польской шляхтой, показывая образы и характеры казаков.

Образ Тараса Бульбы мы раскроем в нашем сочинении, чтобы понять его многозначность и противоречивость.

Также составим план сочинения по теме образ Тараса Бульбы, который можно использовать для сочинения […]

нет комментариев Изучив пушкинское произведение Евгений Онегин, сделаем сравнительную характеристику Татьяны и Ольги Лариных, что являются центральными женскими образами данного произведения.

Благодаря сравнению героинь, мы поймем, в чем их отличие и чем похожи Татьяна Ларина и Ольга в произведении Евгений Онегин.

К тому же сравнительная характеристика в сочинении по роману Евгений Онегин позволяет ближе познакомиться с девушками, […]

нет комментариев

Печорин — главный персонаж романа Герой нашего времени, который обращает на себя внимание своей неоднозначностью и противоречивостью, поэтому поработаем подробно над образом Печорина и характеристикой героя в нашем сочинении, чтобы понять мотивы его поведения. Прочтя роман, читатель видит образ Печорина, сотканного из противоречий, где положительные черты характера героя, убивают его поступки. Так кто же он […]

нет комментариев

Этот литературный персонаж стал образцом романтического героя. Девятнадцатилетний привлекательный молодой человек Чайльд Гарольд, устал влачить бессмысленные дни и ночи в увеселительных занятиях. Он ищет новых ощущений.

Отправляясь в путешествие, стремится уйти от лживости и корысти своего окружения. Байрон живописно передает чувства мечтательного юноши.

Чайльд Гарольд: образ положительного романтического героя Байрон в произведении «Паломничество Чайльд Гарольда» […]

нет комментариев

Поэт написал восхваляющую оду царствующей императрице, которая высоко оценила эту литературную работу. Образ Фелицы показался ей достаточно правдоподобным.

Оценила она обличительные отрывки в оде Державина, в которых легко было узнать ее придворных. Она отослала им экземпляры рукописного труда.

У каждого были подчеркнуты строки, которые обличали «грехи » и пристрастия получателя. Образ Фелицы Нетрудно догадаться, кого […]

нет комментариев

Еще характеристики

Источник: https://sochinyshka.ru/xarakteristiki.html

Описание персонажа: примеры, способы, правила построения описания внешности и характера героя

Образ и характеристика

примеры, способы, правила построения описания внешности и характера героя

Независимо от того, что вы пишете: роман, повесть, небольшой рассказ — одним из важных вопросов будет: «Как описать персонажа?» Говорят, что этой задачи побаиваются даже опытные писатели. Мы собрали действенные правила, способы, приемы и примеры.

Вы узнаете, как описать героя, чтобы читатель сказал: «Верю!»

Каждому автору хотя бы раз в жизни хотелось стать телепатом и транслировать точное изображение своего героя прямиком в сознание читателя. Но нам это не нужно: у нас есть талант и теория ему в помощь. Разберем приемы, которые помогут составить описание внешности персонажа.

Для начала нужно решить, каким способом представить героя аудитории. Проще всего выбрать один из типов описания: статический или динамический.

Статический тип — описание внешности дается сразу, как только герой появляется в произведении.

Читатель получит представление о самых ярких чертах персонажа и быстрее его визуализирует.

Автор может увлечься и забыть, что элементы внешности должны не просто рисовать картинку, а служить замыслу.

Если бы Тургенев с появлением персонажа Кирсанова в «Отцах и детях» сразу отметил его изящные и утонченные руки, у него не получилось бы так ярко противопоставить их грубости Базарова в следующей главе. Именно эта деталь, преподнесенная не сразу, но в свое время, поставила акцент на социальном различии героев.

Если повествование идет от первого лица, статическое описание для главного героя лучше не применять. Иначе текст превратится в сочинение на тему «Рассказ о себе».

Второй способ — динамическое описание внешности персонажа. При таком способе читатель собирает портрет героя по частям, как мозаику, открывая новые элементы внешности по ходу событий. Например один из героев может прокомментировать внешний вид другого, тем самым сообщая нам новую подробность.

Такой подход пробуждает воображение аудитории. Каждый представит героя по-своему, наделит его разными особенностями внешности.

Недостаток динамического типа — возможная абстрактность. Некоторым читателям важно как можно скорее получить от автора описание персонажей, иначе им сложно воспринимать текст. А если внешность персонажей — важная часть авторского замысла, от динамического описания лучше отказаться.

Шекспир согрешил не слишком удачным динамическим описанием внешности Гамлета. Знали ли вы, что принц датский — обладатель тучной фигуры и одышки? А ведь это упоминается в тексте.

Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.

Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в «Процессе» Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.

Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.

Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений

Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности. Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак. По красной отметке на фуражке солдата в «Тихом Доне» сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.
Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.

Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.

Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.

В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид.

Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен.

Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.

Прием фотографии помогает ввести героя в историю до того, как тот станет непосредственным действующим лицом. Сперва мы увидим его изображение глазами другого персонажа.

Прием использовал Достоевский в романе «Идиот». Князь Мышкин, еще не знакомый с Настасьей Филипповной лично, видит ее портрет. Он сразу понимает, что прекрасной эту молодую женщину делает не внешний облик, а отраженное в черных глазах страдание.

Внешность героя может рассказать, является он частью толпы или стоит в обществе особняком. Исключительных героев любили писатели-романтики, описывая их непременно высокими, с изящным телосложением и контрастными чертами лица. Так, если у персонажа темные кудри, то глаза должны были быть голубыми. А если глаза черные или карие, то герой обязательно светловолос, как лермонтовский Печорин. Это пример из литературы 19 века, который повторять не стоит, чтобы избежать клише. Либо использовать аккуратно.

Совсем иначе выделяет своего героя Томас Манн в новелле «Маленький господин Фридеман». Иоганн Фридеман — маленький горбун с «почти красивым» лицом, огромными глазами. Он настоящий эстет, что проявляется в умении одеваться со вкусом.

Сыграть на руку может прием противопоставления внешности героев. Это дополнительно подчеркнет конфликт их идей и взглядов на жизнь.

Например, образы братьев из «Тихого Дона» Шолохова. Григорий унаследовал турецкую кровь отца, и вместе с «коршунячим носом«, смуглой кожей и острыми скулами ему достался дикий, непокорный нрав. Петро же пошел в мать – высокий, светловолосый и курносый, простой донской казак. Они — словно разные стихии, и это проявятся в сюжете.

Внешность героя важна, но это далеко не главная характеристика. Начинающие авторы склонны увлекаться изображением наружности персонажа и забывать о его личности, мыслях и чувствах. Не превращайте героя в фоторобот.

Но есть и другая крайность — совсем не уделить внимание внешности персонажа. Даже если для сюжета важнее внутренний мир героя, постарайтесь найти способ хоть как-то упомянуть о внешности. Для этого отлично подойдут приемы отражения или фотографии, о которых мы писали.

Люди любят читать о людях, причем разных. Поэтому так важны персонажи и главные и второстепенные. Их характеры — материал конфликта и сюжета в целом. Даже если вы задумали героя бесхарактерного. Это и будет его главным качеством, которое нужно правильно передать.

У талантливого писателя характеры настолько объемны и правдивы, что порой сами диктуют, как далее будут развиваться события.

Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой почувствовал эмпатию к собственному персонажу, и образ Анны изменился.

Если поступки героя подчиняются лишь одной черте его характера, он получится плоским, неинтересным и предсказуемым. Однако наличие доминирующей отличительной черты будет плюсом. И тем сильнее будет эффект, если герой раскроется с противоположной стороны. Он может оказаться совершенно неожиданным для читателя и для себя самого.

Вряд ли у Анатоля Курагина из «Войны и мира» найдутся поклонники: настолько отталкивающим создал его Толстой. Однако вспомним сцену в госпитале, когда князь Андрей узнает Курагина в одном из раненых. Он был настолько беспомощен и беззащитен в своем положении, что Болконский простил ему бесчестный поступок — соблазнение Наташи.

Оставим идеальных героев эпохе классицизма 18-ого века. Персонаж современной книги должен быть правдоподобным, чтобы читатель мог узнать в нем себя. Именно этой цели служит конфликтообразующий недостаток – качество, которое влияет на развитие отношений между персонажами.

Вновь обратимся к «Войне и миру» Толстого. Наташа Ростова — живая жизнь, как назвал ее автор. Она молода, наивна и легкомысленна. Это качество Наташи толкнуло ее на предательство князя Андрея — измену с Анатолем Курагиным. Однако у каждой отрицательной черты характера есть оборотная сторона. В случае с Наташей Ростовой это умение любить жизнь и радоваться каждому ее проявлению.

У каждого, даже самого заурядного персонажа, должна быть цель. Это движущая сила его поступков. Игра может стоить свечи пути, пройденного ради нее. Но персонаж может и разочароваться в своей цели, достигнув ее, а иногда и лишь приближаясь к ней.

Простой моряк Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона мечтал стать частью высшего общества. Он занялся самообразованием и обнаружил в себе талант писателя. Но свет не принимал его произведений ровно до тех пор, пока Мартин не приобрёл известность.

Те же книги уже уважаемого писателя элита стала хвалить. Мартин разочаровался в своей цели и покончил с собой.

Основными мотивами могут выступать любовь, зависть, месть, стремление к славе, богатству, успехам в профессии и т. п.

Стоит сделать небольшую оговорку: если перед вами стоит задача раскрыть проблему бесцельного существования, смело реализуйте задумку! Это совершенно другой случай, осознанное авторское решение. Ситуации и конфликты в книге покажут, насколько пустой может быть жизнь, и читатель сделает для себя выводы. В качестве примера возьмем помещика Манилова из «Мертвых душ». Этот человек погряз в болоте нерешенных задач и целые дни проводит в праздных разговорах ни о чем. Непонятно, чем и зачем Манилов живет. Гоголь создал это сонное царство для того, чтобы показать один из пороков русского дворянства.
Привычки добавляют герою человечности, а значит — правдоподобия.

Случайные привычки — те, которые вроде бы ничего не значат, но делают героя чуть более запоминающимся. Штрихи к портрету: кто-то поправляет челку, кто-то вертит кольцо на пальце, кто-то заказывает в «Макдональдсе» один и тот же ланч…

У не слишком уравновешенного героя (не важно, положительного или отрицательного) могут обнаружиться нервные привычки. Их причина чаще всего трагична, и либо известна читателю сразу, либо является интригой и объясняется со временем.

Если персонаж — типичный представитель какой-то профессии: врач, учитель, военный, полицейский — часто хочется наградить его профессиональной привычкой.

Учителя за пределами класса продолжают говорить громким строгим голосом, врачи склонны оценивать здоровье любого собеседника, а полицейские — обстановку любого помещения… И снова остерегаемся клише.

Попробуйте сыграть на контрасте: пусть герой ведет себя иначе, чем ожидают от «профессиональной деформации».

Вряд ли на свете найдется человек, который ничего не боится. А это значит, что для создания правдивого образа героя нужно определить его страхи.

Бояться можно чего угодно: от тараканов до апокалипсиса. Страхи — неотъемлемая часть личности. Поэтому реалистичный герой не может быть бесстрашным.

Рассмотрим несколько видов глубинных страхов:

Персонаж может бояться показаться недружелюбным, злым, нечестным. Такой герой хочет быть правильным и последовательным. Если его неправильно поймут — ударится в самоедство. Иногда такие люди искренне считают себя хуже остальных. Иногда — осуждают других, предъявляя к ним такие же высокие требования, что и к себе.

Кем угодно — романтическим партнером, семьей, объектом влюбленности, миром. Страх невзаимности заставляет либо работать над собой, либо смириться, либо стать мстительным манипулятором.

С какой силой герой любит свободу, с такой и боится ее потерять. Такие персонажи самостоятельны и уверены в себе, прирожденные лидеры. Их слабое место в том, что они не способны на близкие доверительные отношения, даже если очень в них нуждаются.

Наблюдайте за людьми вокруг, ищите вдохновение в своем окружении. Жизнь так многообразна, что вам, возможно, даже не придется ничего придумывать. Люди, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день, — готовые персонажи. Остается только подметить их характерные черты, описать и включить в свое произведение.

Опубликовать свою книгу в ЛитРес

Источник: https://blog.selfpub.ru/character

Работа над образом героя. Часть 1

Образ и характеристика

Сегодня я хочу поговорить с вами о создании образа героя. Тема эта непростая, и в одну статью не укладывается. Поэтому будет как минимум ещё одна. И я хочу предупредить, что я предлагаю вам советы, которые, на мой взгляд, неплохо работают.

Но это именно советы, а не правила, обязательные для исполнения. То есть вы можете ознакомиться и забыть о них. Не нужно кидаться в комментарии с криками: «Это всё ерунда! Мне это не нужно!». Не нужно, ну и прекрасно. Убеждать меня в бесполезности информации, данной в статье, тоже не нужно.

«Каждый выбирает по себе» ©.

А теперь к делу.

Создание достоверных живых образов персонажей не менее важно, чем интересный сюжет. А нередко и читают книгу, в первую очередь, ради яркого главного героя.

Однако и у автора создание образов часто отнимает больше сил и душевной энергии, чем придумывание сюжета.

Ведь просто описать героя недостаточно, нужно, чтобы читатель в него поверил, начал сопереживать, как близкому знакомому, и даже примерил его роль на себя.

С чего начать?

Бросаться сразу описывать главного героя в тексте – это не лучший вариант. Даже если у вас в голове сложился образ, то формирование его в книге может занять не один десяток страниц. К тому же персонажи меняются под воздействием обстоятельств, так же как и живые люди, и эти изменения нужно учитывать.

Я бы посоветовала начать работать над образами персонажей (а не только главного героя) с создания их психологических портретов. И сделать это лучше всего в блокнотике, даже если вы давно разучились писать ручкой. Тогда в процессе работы над книгой этот важный блокнотик всегда будет под рукой.

И вы уже не забудете, что друг главного героя у вас спокойный и невозмутимый флегматик, а значит, он не будет громко возмущаться и истерить по любому поводу, даже по важному не будет.

А если у героя было трудное голодное детство, и он привык экономить, то, скорее всего, не будет бросать деньги на ветер, разъезжая на такси и т. д.

То есть блокнотик с портретами персонажей очень помогает в работе.

“Герой моего романа” от художницы Натальи Малышевой. Сегодня статью иллюстрируют работы этой удивительно приятной и талантливой девушки.

Портрет героя (схема образа)

Предварительное описание персонажей автор создаёт для себя, возможно, что-то даже не найдёт отражение в тексте. Но такие описания делают персонажей ближе, понятнее для самого автора. Портрет героя включает в себя несколько характеристик.

Внешность

Она имеет значение особенно в начале произведения, когда у читателя только начинает складываться образ героя. Вот здесь важна визуализация. Поэтому с описанием внешности затягивать не стоит.

В схеме образа героя надо указать не только внешние характеристики (высокий голубоглазый блондин), но и какую одежду предпочитает, с каким оружием чаще всего появляется или какие украшения любит носить.

Обязательно укажите особые приметы, а то читатель бывает шокирован, когда к середине книги узнаёт, что у главного героя есть усы.

Психологические особенности (темперамент)

Этот параметр включает в себя динамичность, уровень эмоциональности, общительность, рассудительность, терпеливость или безрассудство.

Так, эмоциональность определяет характер реакции персонажа на события – кто-то «заводится с пол-оборота», кто-то терпеливо ждёт, вынашивая планы мести, кто-то не обращает внимания на события, которые выводят из себя других. А вот всё вместе в одном персонаже сочетаться не может.

И если у вас в начале героиня закатывает истерики и хамит всем подряд, а потом строит многоходовки и плетёт интриги, то это недостоверно.

А низкий уровень эмоциональности предполагает не только рассудительность, но и меньшую общительность. Кто больше думает, тот меньше разговаривает. И друзей у него меньше.

Художница-дизайнер Н. Малышева. На работе проектирует мягкую мебель, а на досуге рисует портреты.

Черты характера

Их довольно много, есть из чего выбрать. Можно ориентироваться на 2–3 базовые характеристики, которые демонстрируют уникальность личности. Это могут быть волевые качества – упорство, настойчивость в достижении цели. Но, значит, и упрямство, и даже упёртость. Негибкость поведения, стремление проломить лбом стенку, а не обойти её. Нежелание выслушивать чужие советы и т. д.

То есть у каждой черты характера есть положительные и отрицательные проявления.

Например, доброжелательность, умение сопереживать — это не только признаки благородства, они часто сочетаются с доверчивостью, наивностью, стремлением жить сердцем, а не разумом и с неспособностью руководить людьми – ведь их так жалко.

А трудолюбие часто соседствует с перфекционизмом и стремлением всех окружающих тоже включить в работу. А лидерские качества бывают присуще чёрствым и даже жестоким людям.

Нравственные черты

Хоть они являются частью характера, но лучше в схеме их выделить отдельно, учитывая их важность, особенно для главного героя.

Причем и здесь нужно помнить о сочетании черт, то есть не стоит делать героя непогрешимым рыцарем в белом плаще, так же как и обаятельным мерзавцем без проблесков совести. Реальные люди – сложные натуры, особенно если речь идёт о нравственных принципах. Всё далеко не однозначно.

Я, конечно, за добро и мир, и вполне честная и благородная, но пока дело не касается моих родных. А там начинают работать совсем другие принципы – могу и горло перегрызть.

Работа Н. Малышевой

Любая черта должна иметь своё логическое обоснование. Странно читать о героине, которая стремится всем вредничать и строить пакости исключительно в силу пакостного характера. В жизни так не бывает. Человек интуитивно стремится избегать серьёзных проблем в отношении с окружающими. И идёт на них от безвыходности, по крайней мере, в его понимании.

Цели и задачи

Это очень важный момент, который следует хорошо обдумать и включить в схему образа. Какова цель главного героя – протагониста, к чему он стремится? Это и цель по жизни, и конкретная цель, которую он преследует в сюжете.

А также стоит описать цели и антагониста, и всех ведущих персонажей. Например, в путешествие с героем отправляется его друг. С какой целью? Просто развлечься, ради помощи герою или у него есть свои, скрытые мотивы?

Работа Н. Малышевой.

Цели в процессе развития сюжета могут меняться, об этом тоже не стоит забывать. Если все эти перемены прописать заранее, то легче будет избежать своеволия героев.

Теперь, когда у вас есть развёрнутые портреты всех главных действующих лиц можно приступать сюжету, в процессе которого и будут раскрываться образы персонажей. А о конкретных приёмах я расскажу в следующей статье на эту тему. И, возможно, вас заинтересуют статьи схожей тематики.

“Знакомство героя с читателями”

“Как выбрать имя герою”

“Оживим картонных героев”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/rabota-nad-obrazom-geroia-chast-1-5eeb11bb5b22211b8e3c9bc4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.