Объект в административном праве это

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

Объект в административном праве это
В.Т.Батычко Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Лекция 8. Административная ответственность

 

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.

В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.

1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.

В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.

В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

Источник: http://producm.ru/books/national_municipal_management_books/book1/p30/

ТЕМА: Административное право

Объект в административном праве это

ТЕМА: Административное право.

1. Понятие, сущность и предметадминистративного права.

Административное право – это отрасль российского права,  регулирующая общественные отношения,возникающие в связи с реализацией исполнительной власти, осуществлениягосударственной власти.

Онопризвано регулировать отношения возникающие между личностью и государством,между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивать реализацию иохрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту отвозможного произвола со стороны того или иного чиновника государственногоаппарата.

Предметом административногоправа являются пятьсоставляющих:

1)отношения, возникающие в процессе осуществления государственногоуправления на всех его иерархических уровнях: от президента РФ до администрациигосударственных предприятий, учреждений и организаций;

2)внутриорганизационные отношения, возникающие во всехгосударственных органах (информационно-аналитическая работа, делопроизводство,перемещение по службе, увольнение, дисциплинарная ответственность, поощрение ит.п.);

3)общегосударственный контроль, осуществляемый на всей территорииРФ всех государственных органов с точки зрения законности и целесообразности;

4)деятельность судов и судей по рассмотрению дел обадминистративных правонарушениях;

5)общественные отношения, возникающие в деятельности  исполнительных органов местногосамоуправления, а так же общественных объединений, которым государство передалонекоторые свои государственно-властные полномочия (например, народным дружинампереданы некоторые полномочия в сфере охраны общественного порядка и т.д.).

Задачами административногоправа являются:

охрана прав и свобод человека и гражданина;

охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения; защита общественной нравственности;

охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасностии т.д.

2. Методы административного права

Метод административного права— это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующеговоздействия норм на поведение участников управленческих отношений.

Основныеметоды:

1.      Предписание — это возложение прямойюридической обязанности совершать те или иные действия в условиях,предусмотренных правовой нормой.

Непосредственноевыражение предписания находят в определении нормами административного правазадач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностныхлиц этого органа, в установлении определенного порядка действий всоответствующих условиях и надлежащим образом. Для механизма регулированияуправленческих отношений наиболее типичны средства распорядительного характера,т.е. предписания.

2.      Запрет — это возложениеюридической обязанности не совершать определенные действия в условиях,предусмотренных правовой нормой.

Запрещенонаправление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;

применениеадминистративного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей ввозрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет,инвалидам I и II групп;

применениелишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охотаявляется основным законным источником средств к существованию и т.д.

3.      Дозволение —юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой,те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Предоставлениевозможности выбора одного из вариантов должного поведения характерно длярегулирования поведения должностных лиц. Предоставление возможности действоватьпо своему усмотрению, т.е. совершать те или иные действия, предусмотренныеадминистративно-правовой нормой, или не совершать их, характерно для реализациисубъективных прав.

3. Функции и принципы административногоправа.

Функция административного права— категория, дающая возможность определить внешние проявленияадминистративного, права в российской правовой системе.

ВИДЫ:

1.      Регулятивная. Выражается всоздании нормами административного права определенного правового режимаорганизации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в томчисле в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений,определении их правового статуса.

2.      Охранительная. Обеспечиваетсоблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защитузаконных прав и интересов участников управленческих отношений.

3.      Правоисполнительная. Основноеназначение состоит в обеспечении нормами административного права действий попрактической реализации исполнительной власти.

4.      Правотворческая. Выражается внаделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятиюадминистративно-правовых норм в сфере государственного управления.

5.      Организационная. Исходит изнеобходимости регулирования нормами административного права деятельности,направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления.

6.      Координационная. Выражается в обеспечениинормами административного права эффективного и согласованного взаимодействиявсех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

ПРИНЦИПЫ:

1.     Принцип приоритета личности,ее прав, свобод и интересов. Впроцессе реализации исполнительной власти становятся реальными игарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается ихзащита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируетсяадминистративно-правовой статус личности.

2.     Принцип разделения властей. Исполнительная власть самостоятельна в пределах,определенных Конституцией РФ.

3.     Принцип федерализма. Влияет на процесс и механизмадминистративно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройствеРоссийской Федерации, в соответствии с которым административное иадминистративно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено кпредметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

4.     Принцип законности. Предполагает, что все правовые акты, принимаемые натерритории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источникамиадминистративного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

5.     Принцип гласности. Предусматривает открытость для всеобщего сведениярезультатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.

6.     Принцип ответственности. Означает, что должностное лицо подлежитадминистративной или дисциплинарной ответственности за нарушение требованийобщеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применениенорм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и заиные нарушения административно-правовых норм.

4 . Источники административного права.

Рассматривая систему нормативных актов – источниковадминистративного права необходимо отметить, что административное иадминистративно-процессуальное законодательство находятся в совместном веденииРФ и ее субъектов.

Поэтому выделяют следующие виды источников административногоправа: Конституция РФ; законодательные акты Федерального Собрания РФ, кодексы(таможенный, налоговый, бюджетный, воздушный, водный, земельный и др.

, которыеносят преимущественно административно-правовой характер), подзаконные федеральныеакты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряженияПравительства РФ, приказы, постановления государственных комитетов,министерств, служб РФ и других федеральных органов исполнительной власти;законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления(приказы руководителей государственных предприятий и учреждений и др.).

Основным нормативным актом, устанавливающимадминистративную ответственность физических лиц, является «Кодекс РФ обАдминистративных правонарушениях», принятый Государственной  Думой 20 декабря 2001 г.

Он содержит нетолько материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.),но и нормы, регулирующие производство по делам об административныхправонарушениях. Кодекс состоит из 5 разделов.

            Раздел 1. «Общие положения» состоитиз четырех глав: 1.«Задачи и принципы законодательства об административныхправонарушениях»; 2.

«Административные правонарушения, административнаяответственность» (формы вины, возраст наступления административнойответственности, административная ответственность должностных лиц,военнослужащих, иностранных граждан, юридических лиц и т.д.­); 3.

«Административное наказание (цели, виды), 4. «Назначение административногонаказания» (обстоятельства смягчающие и отягощающие административнуюответственность и т.д.). 

            Раздел 2.

«Особенная часть» состоитиз 17 глав, каждая из которых посвящена отдельным видам административныхправонарушений, например, административные правонарушения  посягающие наздоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественнуюнравственность (потребление и пропаганда наркотических средств, требования кпитьевой воде, к эксплуатации жилых помещений и др.), правонарушения в областиохраны окружающей среды и природопользования (правила водопользования,лесопользования, охраны рыбных запасов, охраны животного мира, растений и т.д.)и др.

            Раздел 3. «Судьи, органы,должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административныхправонарушениях» состоит из двух глав: «Общие положения» (полномочия,подведомственность и т.д.

), и собственно глава «Судьи, органы, должностныелица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»(указаны полномочия отдельных органов и должностных лиц (милиция, налоговые органы,таможенные органы, военные комиссариаты, ГАИ, федеральная инспекция труда  и др.)).

            Раздел 4. «Производство по делам обадминистративных правонарушениях» состоит из 7 глав (участникипроизводства  по делам обадминистративных правонарушениях, процедура возбуждения и рассмотрения дела идр.)

            Раздел 5. «Исполнение постановленийпо делам об административных правонарушениях» состоит из 2 глав «Общиеположения» и «Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний».

Читать книгу Кодекс РФ об административных правонарушениях с помощью:
http://depositfiles.com/files/5383359  – Скачать книгу

5.      Понятие субъектов и объектов административного права.

Субъекты административного права— это органы и лица, которые в соответствии с действующим законодательствомРоссийской Федерации могут быть участниками регулируемых административнымправом управленческих отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=3vnAacv9dfU

Гражданевступают в административно-правовыеотношения, где они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнятьобращенные к ней требования и стороны, реализующей принадлежащие ей законныеправа и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя правообращаться с административной жалобой в суд).

Поспособу возникновения административные правоотношения можно классифицировать наотношения, возникающие в связи:

а)реализацией гражданами их законных прав (право участия в выборах, право намедицинскую помощь, право на обслуживание и др.);

б)с выполнением гражданских обязанностей (платить за установленные налоги исборы, выполнять воинский долг и др.);

в)с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав изаконных интересов граждан (отношение по жалобе);

 г) с нарушением гражданами их административно-правовыхобязанностей (ответственность за административное правонарушение).

Иностранныеграждане и лица без гражданства так же являются субъектами административногоправа. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваимеет меньший объем, чем административно-правовой статус граждан РФ, онрегламентируется федеральным законодательством.

Органы исполнительной власти, органыгосударственного управления обладаютзначительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной исудебной ветвям государственной власти. Они могут быть федеральными и субъектовРФ.

Взависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой,межотраслевой компетенции.

Органыобщей компетенции – Правительство РФ, администрации субъектов РФ. Ониосуществляют руководство, большинством отраслей управления, обеспечиваяэкономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции (министерства, некоторые государственные комитеты,департаменты) осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например,Министерство здравоохранения РФ, Комитет Российской Федерации по металлургии идр.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие длявсех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ,Министерство экономики РФ и др.).

Субъектомадминистративного права являются, и органы местногосамоуправления  к ним относятся:выборные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.Глава муниципального образования может быть избран, как непосредственногражданами, проживающими на территории муниципального образования, так ипредставительным органом местного самоуправления из своего состава.

Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений.

Подходы к определению объекта

Ю. М. Козлов, P.O. Халфина и др. в качестве единственного объекта любого правоотношения признают действия, поведение людей.

Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и др. выделяют два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей.

Д.Н. Бахрах выделяет непосредственные (действия и поведение) и отдаленные объекты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) административно-правовых отношений.

Источник: https://sskorshunova.ucoz.ru/blog/2012-09-04-122

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.